Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Опыт использования электромобилей и автомобилей с гибридными двигателями в Москве

3 Июл 2012

Начальник Управления экологической политики Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, И. А. Ширяева рассказывает об опыте использования электромобилей Москве, их недостатках и преимуществах, анализирует зарубежный опыт внедрения электромобилей.

И. А. Ширяева, начальник Управления экологической политики Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы

Проблема экологизации автотранспорта — одна из приоритетных направлений работы Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы. С повышением уровня жизни москвичей и гостей столицы увеличивается и количество автомобилей на улицах города, что приводит к обострению экологической ситуации во многих районах. Автомобильный транспорт является главным загрязнителем атмосферы в Москве (см. рис.).

В течение длительного времени «Мосэкомониторинг» ведет контроль за состоянием окружающей среды г. Москвы. За последний год выявлено превышение загрязнения выбросов в районах больших автомагистралей (см. табл.).

Несмотря на увеличение автопарка и соответственно роста использования моторного топлива благодаря проведенным природоохранным мероприятиям нам удается удерживать уровень выброса загрязняющих веществ на уровне 1 млн в течение последних пяти лет.

С целью улучшения экологической обстановки в Москве Департаментом рассматривается возможность перевода части автотранспорта на автомобили с гибридным (бензин-электромотор) и электрическим двигателями.

Основные преимущества и недостатки электромобилей

Основные преимущества электромобилей по сравнению с автотранспортом с традиционными бензиновыми и дизельными двигателями это:

  • отсутствие вредных выхлопов в месте нахождения электромобиля;
  • простота техобслуживания, большой межсервисный пробег;
  • низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии;
  • массовое применение электромобилей смогло бы помочь в решении проблемы «энергетического пика» за счет подзарядки аккумуляторов в ночное время;
  • экономическая выгода для автовладельцев.

st01.jpg

Рис. Динамика роста автотранспорта в Москве, (тыс. ед.)

Департаментом была проведена экспертная оценка по экономичности использования электромобилей: при среднем дневном пробеге 70 км ночная зарядка потребует 10 кВт ч, при ночном тарифе на электроэнергию 1 кВт ч 67 коп. на зарядку автомобиля будет потрачено 6 руб. 70 коп. На заправку традиционного автомобиля с бензиновым двигателем, например, Лада Приора для пробега в 70 км потребуется около 203 руб.

К основным недостаткам электромобиля можно отнести:

  • малый пробег электромобилей без подзарядки (около 60 км);
  • неразвитую инфраструктуру для подзарядки аккумуляторов («автозарядные» станции). В Москве сейчас работает несколько таких станций, к концу года планируется увеличить их количество до 27;
  • при частых остановках при движении в «пробках», что характерно для Москвы и крупных городов, идет ускоренная разрядка аккумулятора;
  • высокая стоимость электромобиля (средняя стоимость эксплуатирующихся сейчас в Департаменте электромобилей Тойота Приус составляет 1 млн 800 тыс. руб.).

Табл. Концентрация основных загрязняющих веществ вблизи автотрасс, мг/м³

st02.jpg

Фото 1. Электромобиль Mitsubishi I — MIEV (мощность электромотора — 67 л.с., экологический класс — ЕВРО-6, пробег на одной зарядке — до 150 км)

st03.jpg

Фото 2. Электрокар EZGO (батареи — 4×12 В, скорость — до 24 км/час)
st04.jpg

Электромобили в Москве
В Москве первые электромобили появились в 1999 г. Это был электробус, который использовался для перевозки посетителей по территории ВВЦ.
Для обеспечения инспекторского контроля особо охраняемых природных территорий (ООПТ) г. Москвы, расположенных на 17 тыс. гектаров, сейчас Департаментом эксплуатируются 10 электромобилей Mitsubishi I — MIEV и 6 электрокаров EZGO (фото 1, 2).
Для перевозки посетителей на ООПТ «Воробьевы горы» и «Серебряный бор» используется 10 электромобилей, в дальнейшем планируется увеличить их количество (фото 3).
Анализ работы электромобилей (Тойота Приус) с гибридным двигателем (бензин-электромотор), которые используются в Департаменте с 2009 г., показал их экономичность с точки зрения расхода топлива (5 л на 100 км у Тойоты Приус 4-го класса и 3,9 л у 5-го класса), низкий уровень шума и высокие динамические характеристики.
На сегодняшний день Москва намерена увеличивать парк электромобилей и автомобилей с гибридными двигателями в первую очередь на социальных объектах, таких как больницы, школы и на особо охраняемых природных территориях, которые наделены особым статусом и на которых не допускается использование автомашин с двигателями внутреннего сгорания.
Как пропаганду экологичного вида транспорта Департамент проводит различные акции, демонстрирующие преимущества гибридных автомобилей. В частности, в сентябре 2011 г. был проведен автопробег «Из прошлого в будущее», в котором приняли участие 2 команды: гибридные автомобили и традиционные ретроавтомобили. Среди гибридных автомобилей (Toyota Prius, Lexus CT200h, Lexus RX 450h) самым экономичным оказался Тойота Приус.

Программа развития электротранспорта в Москве

Для продвижения электромобилей и автомобилей с гибридным двигателем необходима система государственной поддержки. В настоящее время Департаментом природопользования проанализирован международный опыт, например, в Европе и США практикуется снижение пошлин и НДС и отмена транспортного налога. Автовладельцам такого транспорта предоставляется право проезда по выделенным полосам для общественного транспорта и бесплатная парковка.

Правительство Англии освободило владельцев гибридных автомобилей от транспортного налога при выбросах СО2 не более 100 г/км и предоставляет компенсацию за покупку электрокара около 25% стоимости (но не более 5 тыс. фунтов).

st05.jpg

Фото 3. Электромобили для передвижения посетителей парков Воробьевы горы и Серебряный бор

В Португалии также практикуется освобождение от транспортного налога и при покупке выдается бонус на 5 тыс. евро.

В последнее время развитие всех отраслей городской экономики Москвы осуществляется по программному принципу. В рамках госпрограммы по транспорту, которая рассчитана на 2012—2016 гг., запланирован в т. ч. и перевод части общественного транспорта на электромобили.

В рамках городской программы «Экополис» был подписан меморандум о развитии экологически чистого автономного транспорта и зарядной инфраструктуры г. Москвы между Минэнерго России, Департаментом природопользования, «МОЭСК» и фирмой «Revolta». Основными мероприятиями, которые запланированы в рамках этой программы — это реализация отдельных проектов, одним из которых стал проект по установке зарядных устройств для электромобилей на территории города.

Опубликовано в журнале ЭнергоСовет №3 за 2012 г.

Начало активности (дата): 03.07.2012 10:52:09

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений