Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Жизнь или выживание электромобилей

25 Янв 2013

Американское издание The Christian Science Monitor по итогам минувшего года пришло к выводу, что сегодня «электромобили вновь находятся на грани выживания». История попыток концерна General Motors (GM) вывести в середине 1990-х годов электромобили на рынок была рассказана в документальном фильме «Кто убил электромобиль» (Who Killed the Electric Car) еще в 2006 году. В перечне виновников провала продвижения электромобильного транспорта в то время значились нефтяная отрасль, автопроизводители и правительства стран, но отнюдь не потребители.

В 2012 году продажи Chevy Volt не соответствуют ожиданиям, глава Nissan Motors Карлос Гон (Carlos Ghosn) признал, что план по реализации Nissan Leaf на 2012 год не будет выполнен, отмечает издание. Причем недооцененным данный вид транспорта остается в том числе и с позиции потребилей.

С этой точкой зрения не совсем согласны в компании «Револьта», которая активно занимается продвижением идеи электромобильного транспорта в России.

«В продолжение истории можно отметить, что в 2012 году вышел фильм Revenge of the Electric Car», – комментирует порталу SmartGrid.ru генеральный директор компании Максим Осорин.

По его словам, сегодня на рынке EV есть «вполне себе успешные компании». Так, GM за год с небольшим продал порядка 50 тыс. ВА на всех рынках, в США – чуть меньше 30 000 авто. Сегодня в месяц продается порядка 3000 таких автомобилей. Nissan за этот же период реализовал около 50 000 Leaf на всех рынках, немного отстав по этому показателю от GM в США. В конце 2012 года концерн открыл завод в Смирне (США) по производству батарей, в 2013 году такой же завод открылся в Англии. Мощность первого 200 000 паков в год (пак – это цельный аккумуляторный блок, состоящий из нескольких элементов питания (банок), подключенных параллельно либо последовательно друг с другом – прим. SmartGrid.ru), второго – 60 000 в год.

The Christian Science Monitor, в свою очередь, приводит также данные из статьи Кэти Ференбахер (Katie Fehrenbacher) о том, что A123 Systems, Fisker Automotive и Better Place, вложившие миллиарды долларов в будущее электромобилей, сейчас столкнулись с крупными финансовыми и коммерческими трудностями.

Проблема заключается в том, что электромобили привлекают потребителей слабее, чем ожидалось, пишет издание. В первую очередь, это связано с их высокой первоначальной стоимостью, а также с сомнениями относительно длины пробега без подзарядки и опасностью оказаться посередине пути в машине с разрядившимся аккумулятором, на что жаловались первые владельцы Nissan Leaf. Хотя «Кто убил электромобиль» полностью снял с производителей батарей обвинения в неуспехе электромобилей: длина пробега без подзарядки по-прежнему не удовлетворяет пользователей.

По данным «Револьты», стоимость Leaf в США за год снизилась на 6500 долларов из-за локализации сборки. Цена на Volt, по оценке эксперта компании, упадет весной этого года. «Уже сегодня покупка этих машин за 200 долларов в месяц по кредиту является выгодной, так как вы получаете "бесплатную" машину. Вы бы тратили столько на бензин на авто аналогичного класса», – отмечает Максим Осорин.

Говоря о Fisker, он также отметил: «Проблема не в “Фискере” как таковом, а в А123 – поставщике батарей, который после процедуры банкротства аннулировал контракт на их поставку. BetterPlace – изначально hype (англ. – необоснованный ажиотаж), как мне кажется, не работающая бизнес-модель».

«Одной из причин, по которой рост популярности электромобилей ниже ожиданий, – это, в том числе, сложность “заправки” такого автомобиля в виду отсутствия необходимой инфраструктуры», – делится своим мнением с читателями SmartGrid.ru менеджер по развитию бизнеса «Умные сети» в Ericsson Александр Бочаров.

В компании считают, что доступность «умной» системы зарядки позволит сделать эксплуатацию электромобиля даже более простой и удобной, чем обычной машины с бензиновым двигателем. «Другими словами, возможность зарядки “где угодно”, без привязки к заправочной станции, является необходимым условием роста рынка электромобилей», – поясняет Александр Бочаров. По его словам, таким решением является интеллектуальная система подзарядки. Совместная разработка Ericsson и Volvo была представлена в прошлом году. Основное ее преимущество – возможность заряжать аккумуляторы машины от любой доступной розетки. При этом счет за использованное электричество будет приписан к общему “домашнему счету” за электроэнергию владельца электромобиля, независимо от того, где именно заряжался автомобиль.

«Возможность заряжать автомобиль с помощью любой розетки и автоматически платить по счету за электричество и может стать тем необходимы импульсом, который ускорит проникновение электромобилей», – отметил г-н Бочаров.

Зарядная инфраструктура, по словам генерального директора «Револьты» Максима Осорина, «вообще не проблема».

«Было бы что заряжать – строится она в течение нескольких месяцев, а не лет, и стоит 3 копейки по сравнению с любой другой (бензиновой, газовой, не говоря уже про водородную). Что имеем в итоге: электромобили очень верно и не так уж медленно пробивают себе дорогу. Ну и, конечно, хочется всем пожелать смотреть на мир открытыми глазами и не читать "советских" газет», – резюмировал эксперт.

Гибридная история автомобилей в Америке получила довольно широкое распространение в конце 1990-х годов. На рынке лидирующие позиции заняли Toyota Prius и Honda Insight. Тогда цены на нефть были низкими, что сильно тормозило продажи в первые годы. Между тем сейчас гибриды очень распространены в основном потому, что высокие цены на нефть сделали их удачным выбором для многих автомобилистов. Если в ближайшие годы цены на нефть не снизятся, это может наконец, придать электромобилям определенный импульс – хотя, возможно, потребители снова их "убьют", следует из материала американского издания.

«Toyota в конце 2012 года вывела на рынок подключаемый Prius PHEV и продает его почти по 2000 штук в месяц, – поясняет Максим Осорин. – Ford начал поставки и весьма успешные продажи Ford Focus electric и подключаемых гибридов Ford C-Max Energi, Fusion Energi. Tesla неплохо продает свою премиальную Модель С и постепенно наращивает темпы производства. Кстати, в Short Term и Long Term также весьма успешная финансовая история».

По Renault официальных данных нет, но только во Франции в минувшем году было продано порядка 3000 электрических Kangoo. В 2013 году рынок ожидает выхода Volvo и BMW i-cars.

«Плюс есть так называемые compliance cars – это автомобили, которые делаются малыми партиями (500 штук), чтобы уложиться в требования CAFE в США», – добавил глава «Револьты».

Говоря о перспективах развития электромобильного транспорта и соответствующей инфраструктуры в России, не можем не упомянуть реализуемый на территории Московской области проект «МОЭСК-EV». Его итоги лягут в основу программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в Российской Федерации на период 2013-2015 годов.

В рамках проекта «МОЭСК» в Москве и Московской области были установлены 28 электрозаправок. Все они объединены в единую сеть зарядных станций Revolta (управляется ООО «Револьта») с помощью специализированного программного обеспечения с возможностями удаленного управления. Всего, помимо 28 станций «МОЭСК», в сети Revolta функционируют 45 станций в Москве и Московской области, а также Белгороде и Казани.

«В результате реализации первого этапа проекта "МОЭСК-EV" были получены экспериментальные данные о работе электромобилей и зарядных станций различных типов с учетом климатических и дорожных условий; данные о выравнивании пиковых нагрузок как элемента реализации стратегии внедрения Smart Grid в России, а также разработаны подходы к стандартизации зарядных станций и устройств в стране, – рассказал директор по IT, инновациям и операционной эффективности «МОЭСК» Андрей Сницкий. – Кроме этого была разработана бизнес-модель участия сетевой распределительной компании в рынке зарядной инфраструктуры. В соответствии с данной бизнес-моделью планируется в течении следующих 6 лет развернуть на территории Москвы и области сеть из 1950 зарядных станций переменного тока и 600 комплексов быстрой зарядки».

Портал SmartGrid.ru уже сообщал о том, что вторым этапом проекта «МОЭСК-EV» станет разработка технологии ультра-быстрой подзарядки для современного общественного электротранспорта (электробусов). «Транспортная система с использованием станций ультра-быстрой подзарядки позволит использовать электробусы в таких же режимах эксплуатации как дизельные автобусы или троллейбусы, практически снимая ограничения по суточному пробегу и времени ночной стоянки», – отметил г-н Сницкий.

Напомним также, что 90% российских автомобилистов, согласно данным опроса профильного подкомитета ТПП РФ, поддерживают идею пересесть за руль электромобиля. В исследовании, проведенном подкомитетом ТПП по стратегическим инновациям в автомобилестроении, принимали участие 5 тыс. респондентов. Правда, для этого необходимо два условия: доступная цена и развитая зарядная инфраструктура.

Как пояснил порталу председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ Андрей Панков, сегодня рынок электротранспорта в России, впрочем, как и во всем мире, находится на стадии становления, и некорректно сравнивать уровень продаж электромобилей с продажами традиционных автомобилей с ДВС. «Как любой инновационный продукт, электромобиль должен пройти все стадии, от появления на рынке и принятия потребителем, до формирования устойчивого спроса на него. Я считаю, что 90 электромобилей Mitsubishi i-MiEV, проданных в России, это весомый результат, учитывая полное отсутствие системы льгот для потенциальных владельцев инновационного транспорта, притом, что инфраструктура для электромобилей еще находится на стадии формирования», – сказал он.

По словам г-на Панкова, российскому рынку электротранспорта потребовалось чуть больше года, чтобы совершить колоссальный прорыв. «Сегодня мы наблюдаем не только изменение отношения к этому рынку со стороны потребителей, но и регуляторов и экспертов. В настоящий момент рабочая группа подкомитета формирует "Стратегию развития рынка электротранспорта в России до 2020". Мы можем говорить об уверенном движении вперед. Мировые и отечественные автопроизводители заявляют о выводе своих электромобилей на российский рынок. При условии введения мер государственной поддержки рынка электромобилей можно говорить о том, что в 2020 году доля электротранспорта достигнет 5-10% от общего числа автомобилей», – заявил Андрей Панков.

Источник:http://www.smartgrid.ru/


Начало активности (дата): 25.01.2013 15:50:44

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений