Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Астраханский прорыв! Сможет ли «гаджет на колесах» стать предметом фетиша?

25 Июн 2013

Российский электрокар eTrike произвел фурор на берлинском форуме «Экосаммит 2013». Мы постарались ответить на вопрос: сможет ли концепт астраханских инженеров «вырасти» в серийный продукт.

Многие слышали об успехе стартапа «Браво Моторс», разработка которого в конце мая получила первый приз на конкурсе инновационных проектов Startup Village, организованном центром Сколково. Буквально спустя неделю в Берлине россияне закрепили успех, убедив ведущих европейских экспертов и инвесторов в коммерческой привлекательности своего городского электромобиля.

Астраханский концепт занял второе место, уступив лишь японским коллегам, и в ближайшие дни будет представлен участникам Петербургского международного экономического форума.

Учитывая, что далеко не каждый день отечественные инновации впечатляют западных специалистов, GE решил детально разобраться в истории успеха компании, костяк которой составляют молодые инженеры из провинции. Забегая вперед, представим некоторые подробности технических характеристик наделавшей шума разработки.

eTrike – сверхкомпактный городской электромобиль-трансформер

От антивирусного софта к «гаджету на колесах»

Идеологом создания eTrike является Константин Артемьев. Но начинался электромобиль издалека. На втором курсе обучения в Астраханском государственном техническом университете Артемьев начал работу над антивирусным программным обеспечением. Об этом сейчас он вспоминает не для красного словца. Первый бизнес, оказавшийся вполне успешным, позволил задуматься о новых проектах.

"Меня всегда привлекала тема электромобилей в силу экологичности и экономичности данного вида транспорта. Хотелось реализовать собственный проект в этой сфере".

На первом этапе идеи свелись к началу работ над интеллектуальным зарядным устройством. К тому времени уже начавшая формироваться команда поставила себе в задачу создание «умного» зарядно-разрядного контроллера, с помощью которого удастся в несколько раз продлить фактический срок службы аккумуляторных батарей на борту утилитарного электромобиля. Сказать, что реализованная идея себя на практике не оправдала, будет слишком жесткой формулировкой.

Тем не менее, в настоящее время Константин Артемьев признает: России его разработка прижиться не могла по простой причине — отсутствие сферы применения. На западе же хватает собственных систем. Однако работа над контроллером лишь укрепила астраханских инженеров в желании заняться созданием своего электромобиля. Конечно, полноценный легковой электрокар им было не потянуть, ни по деньгам, ни по соображениям конкуренции с западными брендами, имеющими разветвленную дилерскую сеть и несравнимо большие рекламные бюджеты. Поэтому командой разработчиков было решено занять нишу в области утилитарного транспорта и заняться конструированием гольфкаров. Вот тут и пришлись ко двору накопления, порожденные антивирусным софтом.

Несколько месяцев титанической работы в гараже вылились осенью 2011 года в создание 8-местного электрокара способного на одной зарядке проехать 50 км и развивающего скорость до 30 км/час.

Примечательно, что когда идея не была еще реализована на практике, на местном инновационном форуме стендом «Браво Моторс» заинтересовался губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Глава региона пообещал: сделаете электромобиль – куплю. Пусть не сразу, но чиновник свое слово сдержал.


Позже линейка гольфкаров (сам Артемьев данное определение не любит, предпочитая пользоваться термином «утилитарный транспорт») была расширена, но мечта о создании электромобиля массового применения инженеров не покидала. Им хотелось спроектировать транспортное средство, которое бы одновременно решило проблемы нехватки жизненного пространства на дороге и недостатка парковочных мест.

Согласно исследованиям, стандартный автомобиль, рассчитанный на 5 человек, перевозит, в среднем, 1,2 — 1,4 человека. Это говорит о том, что мобильное транспортное средство, при придании ему должных характеристик, удовлетворит потребности перемещения в городских условиях После продолжительных мозговых штурмов команда Артемьева приступила к созданию компактного, но вместе с тем «резинового» электрокара.

Мы понимали, что нам будет трудно конкурировать с обычными автомобилями. Поэтому мы позиционируем себя не как автомобиль, а как «гаджет на колесах», который впоследствии, как мы надеемся, станет таким же объектом фетиша, как продукты Apple Сравнение с «яблочным брендом» тем более уместно, учитывая, что, как мы уже упоминали, первые ростки eTrike пробивались в гараже. Точно также когда-то в гараже начиналась империя Стива Джобса.

Серийный eTrike не нужен России?

Пройдя через череду итераций и тестов, eTrike увидел свет в апреле 2013 года. Взглянув на него, сразу возникает ассоциация с испано-американской разработкой Hiriko Fold. Нечто подобное делали и в Toyota. Но в «Браво Моторс» подчеркивают: предшественники больше заботились о парковке, а вот поведение электрокаров на дороге их не очень занимало. По задумке создателей, eTrike представляет собой своеобразный микромир, в котором водитель и пассажир (в машине они располагаются тандемом) чувствовали бы себя комфортно: управление джойстиком, климат-контроль, подключение к социальной сети, где можно общаться с другими владельцами крохи.

В зимнее время, безусловно, запас хода будет снижен примерно в два раза в силу необходимости использования энергии на обогрев салона. Но это единственный минус эксплуатации eTrike в период холодов. Достоинства «гаджета на колесах» уже оценили не только восхищенными взглядами, но и премией в 900 000 рублей на StartupVillage. Но для создания массового продукта этого недостаточно. Константин Артемьев говорит о необходимости привлечения внешнего инвестора. И определенные предпосылки в данном направлении проклевываются.

С известной долей осторожности разработчик рассказывает об интересе российского венчурного фонда. Но «Браво Моторс» нуждается в еще одном стратегическом инвесторе. Причем непременно западном. Почему астраханцам так важно увлечь своим проектом иностранный капитал? Здесь все объясняется просто и, вместе с тем, грустно. Артемьев не видит перспектив для серийного производства eTrike для России, полагая, что зеленый продукт найдет куда больше сторонников в Европе. А чтобы прорваться на этот рынок, необходимо для преодоления бюрократических препон помощь стратегического партнера.

"Сдерживающим фактором развития электротранспорта в России многие считают отсутствие сети зарядной инфраструктуры. На самом деле электрокар можно зарядить и от обычной розетки в 220 В. Тут дело в другом: должно кардинально поменяться отношение к данному виду транспорта, как со стороны населения, так и со стороны законотворцев. Но в обозримом будущем это едва ли случится".

Долго ждать в «Браво Моторс» не намерены, «ковать железо» необходимо сейчас. В оптимистичных планах привлечь инвесторов, оформить необходимую документацию и начать выпуск «гаджетов» не позднее середины 2014 года. Когда число проданных электрокаров перевалит за сотню, цена eTrike составит порядка $10000. Более чем демократично.

Стив Джобс в своей голове создал iPhone за десять лет до его официальной презентации. Мы не можем столько ждать и рассчитываем выйти на рынок гораздо раньше. Но для этого предстоит очень сильно потрудиться.

Источник: Greenevolution

Начало активности (дата): 25.06.2013 08:57:03

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений