Астраханский прорыв! Сможет ли «гаджет на колесах» стать предметом фетиша?
25 Июн 2013
Российский электрокар eTrike произвел фурор на берлинском форуме «Экосаммит 2013». Мы постарались ответить на вопрос: сможет ли концепт астраханских инженеров «вырасти» в серийный продукт.
Многие слышали об успехе стартапа «Браво Моторс», разработка которого в конце мая получила первый приз на конкурсе инновационных проектов Startup Village, организованном центром Сколково. Буквально спустя неделю в Берлине россияне закрепили успех, убедив ведущих европейских экспертов и инвесторов в коммерческой привлекательности своего городского электромобиля.
Астраханский концепт занял второе место, уступив лишь японским коллегам, и в ближайшие дни будет представлен участникам Петербургского международного экономического форума.
Учитывая, что далеко не каждый день отечественные инновации впечатляют западных специалистов, GE решил детально разобраться в истории успеха компании, костяк которой составляют молодые инженеры из провинции. Забегая вперед, представим некоторые подробности технических характеристик наделавшей шума разработки.
eTrike – сверхкомпактный городской электромобиль-трансформер
От антивирусного софта к «гаджету на колесах»
Идеологом создания eTrike является Константин Артемьев. Но начинался электромобиль издалека. На втором курсе обучения в Астраханском государственном техническом университете Артемьев начал работу над антивирусным программным обеспечением. Об этом сейчас он вспоминает не для красного словца. Первый бизнес, оказавшийся вполне успешным, позволил задуматься о новых проектах.
"Меня всегда привлекала тема электромобилей в силу экологичности и экономичности данного вида транспорта. Хотелось реализовать собственный проект в этой сфере".
На первом этапе идеи свелись к началу работ над интеллектуальным зарядным устройством. К тому времени уже начавшая формироваться команда поставила себе в задачу создание «умного» зарядно-разрядного контроллера, с помощью которого удастся в несколько раз продлить фактический срок службы аккумуляторных батарей на борту утилитарного электромобиля. Сказать, что реализованная идея себя на практике не оправдала, будет слишком жесткой формулировкой.
Тем не менее, в настоящее время Константин Артемьев признает: России его разработка прижиться не могла по простой причине — отсутствие сферы применения. На западе же хватает собственных систем. Однако работа над контроллером лишь укрепила астраханских инженеров в желании заняться созданием своего электромобиля. Конечно, полноценный легковой электрокар им было не потянуть, ни по деньгам, ни по соображениям конкуренции с западными брендами, имеющими разветвленную дилерскую сеть и несравнимо большие рекламные бюджеты. Поэтому командой разработчиков было решено занять нишу в области утилитарного транспорта и заняться конструированием гольфкаров. Вот тут и пришлись ко двору накопления, порожденные антивирусным софтом.
Несколько месяцев титанической работы в гараже вылились осенью 2011 года в создание 8-местного электрокара способного на одной зарядке проехать 50 км и развивающего скорость до 30 км/час.
Примечательно, что когда идея не была еще реализована на практике, на местном инновационном форуме стендом «Браво Моторс» заинтересовался губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Глава региона пообещал: сделаете электромобиль – куплю. Пусть не сразу, но чиновник свое слово сдержал.
Позже линейка гольфкаров (сам Артемьев данное определение не любит, предпочитая пользоваться термином «утилитарный транспорт») была расширена, но мечта о создании электромобиля массового применения инженеров не покидала. Им хотелось спроектировать транспортное средство, которое бы одновременно решило проблемы нехватки жизненного пространства на дороге и недостатка парковочных мест.
Согласно исследованиям, стандартный автомобиль, рассчитанный на 5 человек, перевозит, в среднем, 1,2 — 1,4 человека. Это говорит о том, что мобильное транспортное средство, при придании ему должных характеристик, удовлетворит потребности перемещения в городских условиях После продолжительных мозговых штурмов команда Артемьева приступила к созданию компактного, но вместе с тем «резинового» электрокара.
Мы понимали, что нам будет трудно конкурировать с обычными автомобилями. Поэтому мы позиционируем себя не как автомобиль, а как «гаджет на колесах», который впоследствии, как мы надеемся, станет таким же объектом фетиша, как продукты Apple Сравнение с «яблочным брендом» тем более уместно, учитывая, что, как мы уже упоминали, первые ростки eTrike пробивались в гараже. Точно также когда-то в гараже начиналась империя Стива Джобса.
Серийный eTrike не нужен России?
Пройдя через череду итераций и тестов, eTrike увидел свет в апреле 2013 года. Взглянув на него, сразу возникает ассоциация с испано-американской разработкой Hiriko Fold. Нечто подобное делали и в Toyota. Но в «Браво Моторс» подчеркивают: предшественники больше заботились о парковке, а вот поведение электрокаров на дороге их не очень занимало. По задумке создателей, eTrike представляет собой своеобразный микромир, в котором водитель и пассажир (в машине они располагаются тандемом) чувствовали бы себя комфортно: управление джойстиком, климат-контроль, подключение к социальной сети, где можно общаться с другими владельцами крохи.
В зимнее время, безусловно, запас хода будет снижен примерно в два раза в силу необходимости использования энергии на обогрев салона. Но это единственный минус эксплуатации eTrike в период холодов. Достоинства «гаджета на колесах» уже оценили не только восхищенными взглядами, но и премией в 900 000 рублей на StartupVillage. Но для создания массового продукта этого недостаточно. Константин Артемьев говорит о необходимости привлечения внешнего инвестора. И определенные предпосылки в данном направлении проклевываются.
С известной долей осторожности разработчик рассказывает об интересе российского венчурного фонда. Но «Браво Моторс» нуждается в еще одном стратегическом инвесторе. Причем непременно западном. Почему астраханцам так важно увлечь своим проектом иностранный капитал? Здесь все объясняется просто и, вместе с тем, грустно. Артемьев не видит перспектив для серийного производства eTrike для России, полагая, что зеленый продукт найдет куда больше сторонников в Европе. А чтобы прорваться на этот рынок, необходимо для преодоления бюрократических препон помощь стратегического партнера.
"Сдерживающим фактором развития электротранспорта в России многие считают отсутствие сети зарядной инфраструктуры. На самом деле электрокар можно зарядить и от обычной розетки в 220 В. Тут дело в другом: должно кардинально поменяться отношение к данному виду транспорта, как со стороны населения, так и со стороны законотворцев. Но в обозримом будущем это едва ли случится".
Долго ждать в «Браво Моторс» не намерены, «ковать железо» необходимо сейчас. В оптимистичных планах привлечь инвесторов, оформить необходимую документацию и начать выпуск «гаджетов» не позднее середины 2014 года. Когда число проданных электрокаров перевалит за сотню, цена eTrike составит порядка $10000. Более чем демократично.
Стив Джобс в своей голове создал iPhone за десять лет до его официальной презентации. Мы не можем столько ждать и рассчитываем выйти на рынок гораздо раньше. Но для этого предстоит очень сильно потрудиться.
Источник:
Greenevolution
Начало активности (дата): 25.06.2013 08:57:03
← Возврат к списку