Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

I-мобили: мощные, экологичные, недоступные

9 Июл 2013


Возможно, вы заметили, что с недавнего времени стремительно растет экологически сознательный класс населения. Эко-питание, эко-одежда, натуральная косметика, нет полиэтилену и химии, сохраним планету детям.  Этот материал про эко-мобили, ведь именно электромобили являются самым экологичным транспортом. 

Чем они отличаются от привычных автомобилей с ДВС, топ популярных моделей от ведущих автопроизводителей, как будет развиваться инфраструктура, интересные факты и мнения –  5 тем в одном концентрированном материале. Это – та информация, которая позволит вам быть в курсе авто-моды и спокойно обсуждать тему электромобилей с друзьями или на форумах. В конце концов, вам же интересно, на чем же мы будем ездить завтра? 

Определения и термины

Говоря академическим языком,  электромобиль  —  это автомобиль, у которого для привода ведущих колес используется электрическая энергия от автономного аккумулятора, а не от двигателя внутреннего сгорания.  Электромобиль следует отличать от  троллейбусов и трамваев,  которые тоже являются электротранспортом, но их источники энергии не автономны.  Детские машины в парках развлечений тоже работают на аккумуляторах, но в данном статье мы говорим только об индивидуальном транспорте для взрослых, предназначенном для перемещения в городе или между городами.
Домыслы и недостаток информации рождают популярные вопросы. 

Он настоящий? – Да. Его нужно ставить на учет в ГИБДД? -  Да, электромобиль так же имеет ПТС и требует регистрации.  Для вождения электромобиля водительские права нужны? – Да. Категория Б.  Я далеко на нем уеду? – Об этом позже. 

Характеристики

Электромобили бывают разные.  Неофициальная классификация выглядит так:
  • Микроэлектромобили – везут только своего водителя и проезжают без подзарядки расстояния 25-35 километров. 
  • Внуригородские автомобили – развивают скорость 60-90 км/ч, пробег без зарядки может составлять  60-100 км.
  • Полноразмерные электромобили – вполне близки по габаритам и скоростным характеристикам автомобилям с ДВС, скорость от 100 км/час и дальность пробега 100-200 км/час. 
  • Спортивные электромобили, которые соревнуются в таких характеристиках как «4 секунды до сотни».
gis_cars_600.png
Ключевые преимущества электромобилей перед транспортом с двигателем внутреннего сгорания:
  • Высокая экологичность ввиду отсутствия необходимости применения нефтяного топлива, антифризов, моторных масел, а также фильтров для этих жидкостей.
  • Низкая пожаро- и взрывоопасность при аварии.
  • Меньший шум за счёт меньшего количества движимых частей и механических передач.
  • Высокая плавность хода, отсутствие трения и соответственно износа тормозов.
  • Простота техобслуживания, большой межсервисный пробег.
Автомобиль с электроприводом — единственный вариант применения на легковом автотранспорте дешевой энергии, вырабатываемой АЭС, ГЭС. Массовое применение электромобилей смогло бы помочь в решении проблемы «энергетического пика» за счёт подзарядки аккумуляторов в ночное время.  Помимо экономии на топливе, владелец электромобиля может экономить на обслуживании,  так как не надо менять масло каждые 10 000 км, не надо менять свечи зажигания, фильтры, промывать топливную систему. То есть помимо экологичности, электромобили еще и экономичны. Почему же распространение электромобилей идет такими низкими темпами?

Пару фактов из истории электромобилей

Электромобиль появился раньше, чем двигатель внутреннего сгорания. Первый электромобиль был создан в 1841 году.  Электромобиль La Jamais Contente 29 апреля либо 1 мая 1899 года установил рекорд скорости на суше. Он первым в мире преодолел скорость 100 км/ч и достиг скорости 105,882 км/ч. Изначально запас хода и скорость у электрических и бензиновых экипажей были примерно одинаковыми. Главным минусом электромобилей была сложная система подзарядки.  

Возрождение интереса к электромобилям произошло в 1960-е годы из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е годы и из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов. Из-за слабых эксплуатационных показателей в 1980-ых годах интерес к электромобилям спал.  В начале 90-х годов штат Калифорния был одним из самых загазованных регионов США. Поэтому Калифорнийским Комитетом Воздушных Ресурсов  было принято решение -- 2 % продаваемых в Калифорнии автомобилей не должны производить выхлопов. 

Компания General Motors отреагировала одной из первых и с 1996 года начала серийный выпуск модели EV1 с электрическим приводом. Всего с 1997 года в Калифорнии было продано около 5500 электромобилей разных производителей.  Затем требование нулевой эмиссии было заменено на требование низкой эмиссии. Почти все произведённые электромобили в 2002 году были изъяты у пользователей и уничтожены. 

И тут на сцену выходит одна из самых популярных теорий заговора: нефтегазовые компании тормозят развитие электротранспорта, чтобы не потерять огромные рынки сбыта.

mitsubishi-px-miev-and-i-miev-cargo-concepts-2009-21.jpg

Мифы и недостатки

На сегодня не ясно, кто является большим виновником в мифах об электромобилях, нефтегиганты или недостаток информации. Большинство населения, которые лишь краем уха слышали об электромобилях, считают, что этот транспорт медленный и маломощный.

Действительно, к недостаткам электромобилей до недавнего времени относились 
  • Малый пробег большинства электромобилей на одной зарядке. 
  • Длительное время зарядки аккумуляторов по сравнению с заправкой топливом. 
  • Ухудшение характеристик батарей на холоде. Что особенно актуально для стран с холодным климатом.

Однако, на сегодняшний день,  пробег большинства электромобилей без подзарядки уже приблизился к пробегу автомобилей с «бензиновыми» двигателями.  Литиевая батарея ёмкостью 24 кВт•ч позволяет электромобилю проехать около 160 км. Правда использование кондиционера,  отопление салона или закрузка электромобиля, движение со скоростью более 90-100 км/ч уменьшают пробег до 2-х раз. Но производители батарей и автопроизводители работают над этим. В частности красавец электромобиль Tesla Model S имеет батарею ёмкостью 85 кВт•ч, которая позволяет ему преодолевать 480 километров на скорости 90 км/ч

Время подзарядки тоже можно нивелировать.  Если зарядка от бытовой электрической розетки занимает 5-10 часов, то специальные высоковольтные зарядные устройства позволяют подзарядиться автомобилю за 30 минут. Если такие зарядные станции устанавливать на парковках супермаркетов, то владелец электромобиля проведет время в магазине с двойной пользой. 

И для бурного роста продаж электромобилей остаются два препятствия. 
  • Мощность вырабатываемая всеми современными электростанциями значительно меньше, чем мощность всех современных автомобилей. Вырабатываемой энергии не хватит на одновременную зарядку очень большого количества электромобилей. 
  • Для массового применения электромобилей требуется создание «автозарядных» станций.
Домашняя-зарядка-для-электромобиля-Ford-Focus-Electric.jpg

Инфраструктура

Массовый электромобиль без разветвленной сети зарядной инфраструктуры –  это нонсенс. 
Согласно данным исследования компании Frost & Sullivan «Анализ стратегически важных технологий и рынка инфраструктуры зарядки электромобилей в Европе» рынок станций подзарядки вырастет с 7250 единиц в 2012 г. до более чем 3,1 млн. в 2019 г. Страны лидеры отрасли Франция, Германия, Норвегия и Великобритания, поскольку популярность электромобилей там наиболее высока. Аналитики компании прогнозируют, что практически в 83% случаев подзарядка электромобилей будет выполняться у дома или на парковке, где транспортное средство ежедневно находится в течение 8–10 часов. 

Тем временем в России  "ОАО "ФСК ЕЭС" приступает к первому этапу реализации программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта.  Программа  ФСК ЕЭС разделена на три этапа. Первый  рассчитан до конца 2014 года и предусматривает реализацию ряда пилотных проектов. В 2013 году в Ставропольском крае стартует первый региональный проект в области развертывания зарядной инфраструктуры. Второй и третий этапы программы рассчитаны на 2015-2017 годы. И к 2018 году зарядная инфраструктура для электротранспорта появится на всей территории РФ. 

Строительством зарядных станций занимается частное российское ООО "Револьта", работающее в области электротранспорта и зарядной инфраструктуры. Для создания и развития сети зарядных станций для электромобилей до 2014 г. компания привлекла 1,5 млрд руб. инвестиций, инвестором выступил международный частный инвестфонд Enerfund. В планах компании - построить около 2 тыс. зарядных станций переменного тока и 100 комплексов экпресс-зарядки. Планируется, что станции будут установлены в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

Компании, взявшиеся за строительство инфраструктуры для электромобилей предполагают, что нужно будет внести изменения в федеральные законы N35-ФЗ "Об электроэнергетике" и N261-ФЗ "Об энергосбережении" и подчеркивают, что в мировой практике подобные проекты  финансируются энергетическими компаниями совместно с местными администрациями.

mitsubishi-i-miev.jpg

День сегодняшний

Развитием электротранспорта озабочены правительства Германии, Китая, Франции и США. Так, в Германии в эту отрасль выделено €14 млрд государственных инвестиций. Китайское правительство собирается вложить около $20 млрд, поставив цель к 2020 году производить до 5 млн электромобилей в год. Ведущие мировые автопроизводители сейчас вкладывают в электромобилестроение сотни миллиардов долларов. 

Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) рассматривает возможность отмены пошлин на ввоз в Россию электромобилей. В случае временного обнуления пошлин число ввезенных электромобилей в 2014г. увеличится в 10 раз. В Россию будет ввезено как минимум 500 машин на электротяге. Временная отмена ставки ввозной таможенной пошлины снизит стоимость таких машин на 20%. Пока единственный электромобиль, представленный на российском рынке, — Mitsubishi i-MiEV стоимостью около 2 млн руб. Напомним, что в 2012г. АВТОВАЗ приступил к производству электромобилей Ellada. «Обкатать» их планируется в Ставропольском крае, куда в ближайшие два года будет поставлено 100 таких машин для служб такси. Стоимость отечественного электромобиля заметно ниже зарубежных аналогов — около 1,2 млн руб.

Mitsubishi, компания, выпустившая первый серийный электромобиль, планирует в ближайшие годы презентовать еще семь новых моделей электромобилей с увеличенным запасом хода (более 130-150 км на одной заправке). Также о готовящихся в 2013-2014 годах премьерах уже объявили Toyota, Renault-Nissan, Chevrolet, Ford, BMW. Помимо старой гвардии на этом рынке появились и новые игроки — компании, создавшие производство автомобилей на электрической тяге с нуля: Tesla, Smith Electric Vehicles. 

По оценкам аналитических агентств, к 2020 году доля электротранспорта может достичь во всем мире 5-10% от общего числа автомобилей, в Японии — до 20%. В России к 2020 году, по оптимистическим прогнозам участников рынка, появится до 200 тыс. электромобилей. 

opel-ampera-2012-2.jpg

Любопытные факты про электромобили

  1. Поскольку электромобили почти бесшумны, некоторые автопроизводители устанавливают специальные динамики, из которых слышен звук мотора. Это сделано в том числе для того, чтобы звук машины слышали пешеходы.
  2. 29 ноября 2010 года победителем конкурса Европейский автомобиль года впервые объявлен электромобиль модели Nissan Leaf, получивший 257 очков.
  3. Владелец британской компании "Drayson Racing Technologies" Пол Дрейсон установил новый рекорд скорости для электрокаров. Созданная его компанией модель разогналась до 328,6 км/ч.  Электрокар-рекордсмен обладает мощностью 850 л.с. Компания примет участие в чемпионате Формула-Е для болидов на электротяге, который стартует в 2014 году.
  4. В Москве количество электромобилей, находящихся в частной собственности, достигло тысячи человек. Электромобили широко используются для экскурсий в парках столицы, их закупают департамент культуры Москвы и «Почта России».
  5. Компании Siemens и Volvo намерены снизить время зарядки батарей электромобилей до 90 минут.
  6. Изобретатель Дан Розергард предлагает оснащать дороги бесконтактной полосой-зарядкой, чтобы электромобиль, едущий по выделенной полосе, не тратил энергию, а наоборот, подпитывался на ходу. 
  7. Tesla Motors судится с журналом TopGear, опубликовавшем критичный текст о тест-драйве электромобиля. Судя по тексту, длина маршрута составляла порядка 360 километров , но электромобиль не доехал до финиша, разрядившись окончательно в 15 километрах от розетки. CEO Tesla обвиняет журналиста в том, что он «игнорировал советы по увеличению пробега, установил высокую температуру в салоне и зачем-то ездил кругами по парковке". Журналист утверждает, что по парковке ездил в попытке обнаружить незаметную вывеску электрозаправки. 
  8. По данным за 2012 год в Германии на 43 миллиона автомобилей с бензиновыми, дизельными и газовыми двигателями приходится всего 4,5 тысячи электрокаров, т.е. 1% . Но Меркель верит в электромобили. Власти Германии не намерены отказываться от своей цели: в 2020 году по стране должен ездить 1 000 000 электромобилей. 
  9. В Нидерландах продажи электромобиля Opel в мае составили 77% от продажи всех электромобилей, а если брать пять месяцев 2012-го года, то каждый второй электромобиль, проданный в этой небольшой стране – это Opel Ampera. Он является самым продаваемым EV в Германии и Швейцарии.
  10. В 2012 году было зарегистрировано 3 438 автомобилей на чистой электрической тяге, а также гибридных машин (Plug-In-Hybride).  По данным Международного энергетического агентства, если суммировать заявленные странами планы развития электротранспорта, общемировой объем продаж электромобилей к  2014 году должен превысить 1 млн, а к 2020 году до 7 млн машин в год. 


При подготовке обзора использовались материалы 
и информационных агентств.

Тема на форуме для обсуждения "Вы готовы пересесть на электромобиль? Когда и почему?"

Начало активности (дата): 09.07.2013 20:03:25

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений