2 Окт 2012
По данным Ростехнадзора, на начало 2012 года ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (
советник генерального директора
Комплекс энергоаудиторских услуг выполняется не только силами собственного персонала
Энергоаудит
Энергоаудиты, которые проводятся в
Цель — подготовка всей необходимой документации для разработки
Помимо этого, энергоаудиторы завершают подготовку энергетического паспорта компании. При этом основные усилия, в отличие от традиционно сложившейся практики, концентрируются на экономических аспектах разрабатываемых проектов.
Верификация результатов
Еще одно весьма значимое направление работ энергоаудиторов — верификация результатов, которые получает компания при реализации энергосберегающих мероприятий или других мер, где энергосбережение является лишь побочным продуктом усилий, направленных, например, на повышение надежности.
Данная работа находится еще в самом начале. Пока разрабатываются методические основы ее проведения. Предполагается вести ее системно с целью повышения обоснованности принимаемых инвестиционных решений.
Энергосервис
Есть две основные причины, которые могут вызвать интерес к услугам энергосервисной компании.
Во‑первых, это отсутствие собственных финансовых ресурсов.
Во‑вторых, недостаточный уровень компетенции в области реализации энергосберегающих мероприятий.
Однако формирование сообщества опытных профессиональных компаний, оказывающих традиционные энергосервисные услуги на базе
В этой связи особую привлекательность в качестве энергосервисной компании могут приобрести крупные ресурсоснабжающие компании, и в частности, теплоснабжающие компании, к которым относится
- наличием квалифицированного персонала, обладающего многолетним опытом работы в сфере теплоснабжения;
- круглосуточным присутствием на всей обслуживаемой территории города, что обеспечивает качественную эксплуатацию установленного оборудования, включая оперативную реакцию на неполадки;
- возможностью реализации комплексных скоординированных решений и на теплоснабжающей, и на теплопотребляющей стороне, что позволяет достичь желаемой экономии тепла у потребителей с наименьшими затратами и при этом снизить собственные эксплуатационные затраты, ослабив повысительное давление на тариф;
- возможностью существенного снижения стоимости приобретаемого оборудования за счет больших масштабов закупок по сравнению с небольшими ЭСКО.
Пилотный проект
Для предварительной проверки целесообразности вхождения
Основной целью данного пилотного проекта была оценка возможных масштабов экономии тепловой энергии на отопление и рисков, связанных с реализацией энергосервиса у потребителей.
На 23 домах, подключенных к четырем ЦТП по независимой схеме, были установлены балансировочные краны, как наиболее малозатратное и быстроокупаемое мероприятие. Безусловно, скептики скажут, что балансировочные краны — это «прошлый век» и надо устанавливать автоматизированные узлы управления расходом теплоносителя.
Однако не надо забывать, что сущность энергосервиса заключается не в достижении максимальной экономии энергии, а в обеспечении экономически обоснованного снижения потребления энергии. Ведь ЭСКО несет на себе не только бремя стоимости самого мероприятия и стоимости привлечения внешнего финансирования, но и многочисленные риски, о которых в статье речь пойдет далее. Именно поэтому западные ЭСКО применяют оборудование, которое, может быть, и не позволяет достичь максимального энергосберегающего эффекта, зато дает максимальный экономический эффект и снижает сроки ЭСК, что благоприятно сказывается на оценке рисков.
Расчетная экономия по пилотной зоне составила порядка 1 600 Гкал за отопительный сезон. Однако надо иметь в виду, что фактически стало возможным вести наблюдение за реакцией зданий на реализованные мероприятия только после выполнения монтажа и наладки оборудования, которые были завершены в начале января 2012 года.
Специалисты
Изменение потребления тепловой энергии, достигнутое на этих зданиях после установки и наладки оборудования, демонстрирует значительный разброс: от -36% (экономия) до 32% (прирост, означающий имевшее место в прошлом недополучение домом тепловой энергии).
В целом это говорит о недостаточной сбалансированности системы теплоснабжения, особенно внутри домов. Поэтому прогнозирование ожидаемой экономии, а следовательно, и эффективности ЭСК в целом весьма затруднено. Тем не менее уже есть определенные программные наработки, позволяющие с большей степенью вероятности определять те результаты, на которые можно рассчитывать при реализации подобных контрактов.
Возможные риски
При проведении энергосервиса возникает ряд сложностей и рисков, справиться с которыми непросто. К числу наиболее значимых относятся следующие:
Поэтому если повышать энергоэффективность только зданий, потребляющих значительное количество энергии, то ситуация на объектах с малой присоединенной нагрузкой не улучшится, и жители
Данный тезис проиллюстрирован на рис. 1, где размер чистого дисконтированного дохода NPV (Net Present Value) увеличивается в несколько раз при росте присоединенной нагрузки с 0,15 до 1,20 Гкал/ч.
Рисунок 1 — Значение чистого дисконтированного дохода NPV в. зависимости от величины присоединенной нагрузки дома
Несанкционированный доступ к установленному оборудованию — очень распространенная проблема. Частично это связано с недостатком разъяснительной работы, которая предварительно должна проводиться с управляющими компаниями, частично — с недостаточной квалификацией их персонала. Имеются факты обычного воровства, в результате чего приходится переустанавливать оборудование. Проблема достаточно серьезная, поскольку любое дополнительное мероприятие, предотвращающее вандализм или вмешательство в работу устанавливаемого оборудования, приводит к росту затрат, а следовательно, и к снижению рентабельности ЭСК или растягиванию его сроков.
Организационная сложность — необходимость получения согласия всех жильцов на проведение работ. Практическая ценность данной нормы близка к нулю,
Субъективная оценка теплового комфорта у потребителей. Наиболее ярким примером может стать случай в Тюмени, где система теплоснабжения имеет некоторую особенность. Две ТЭЦ, поставляющие основную часть тепловой энергии для города, имеют удаленность от последнего потребителя, равную 15–20 км. Поэтому чтобы обеспечить концевых потребителей достаточным количеством тепловой энергии, потребители, находящиеся в непосредственной близости от ТЭЦ и не имеющие оборудования для регулирования подачи теплоносителя, подвергаются значительным перегревам. Нормальной считается температура внутри этих жилых помещений на уровне 27–28 °C.
Данная ситуация идеальна для энергосервиса. Однако когда в эти дома пришли частные энергосервисные компании и понизили температуру до 21–22 °C, мэрию и теплоснабжающие компании завалили жалобами замерзающие жители. Люди просто привыкли к тому, что шорты и майка зимой при 27–28 °C в квартире и -30 °C на улице — это нормально. Безусловно, это ментальная проблема, с которой никакая энергосервисная компания не сможет справиться без помощи местных администраций и серьезной, многолетней просветительской работы с населением.
Иллюстрацией к данной проблеме может служить информация о понимании теплового комфорта в жилом помещении жителями разных странах мира. Еще в конце 1980‑х годов в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Беркли (Калифорнийский университет, США) под руководством проф. Lee Schipper — авторитета в области международных энергетических сравнений — был проведен опрос среди жителей более 10 стран Европы и Северной Америки. Предметом опроса было желание понять, какую температуру в помещении они считают комфортной (автор статьи принимал непосредственное участие в данном опросе — прим. ред.). Оказалось, что англичанам достаточно 15–16 °C, немцам — 18–19 °C, а скандинавам — 21–22 °C. Иными словами, чем суровее климат, тем более требовательны жители к тепловому комфорту. Россияне в этом смысле наиболее близки к скандинавам. Поэтому даже обсуждать снижение температуры в жилых помещениях до нормативного значения в 18 °C бессмысленно. Результатом энергосервиса должно стать обеспечение нормального температурного комфорта на уровне 21–22 °C.
Есть еще одна трудность, с которой всегда будет сталкиваться теплоснабжающая компания, занимаясь энергосервисом. При снижении объемов реализации продукции (тепла),
Перспективы
В настоящее время идет подготовка к внедрению расширенного пилотного проекта на большем количестве домов с реальным заключением ЭСК. В первоначальное обследование была включена выборка из 215 зданий. Часть зданий была исключена из дальнейшего рассмотрения по причине явных недотопов. На втором этапе для установки регулирующего оборудования по независимой схеме отобрано 80 многоквартирных домов, где ожидается экономия не менее 7%. Однако экономически целесообразным оказалось реализовывать ЭСК только на 69 домах. Именно эти дома и предложено рассмотреть управляющим компаниям. Предполагаемая продолжительность ЭСК — 5 лет.
Опубликовано в журнале Энергосбережение № 6/2012
Начало активности (дата): 02.10.2012 14:18:33