Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Особенности заключения энергосервисного контракта в системе образования

22 Дек 2012

Начиная с 2009 года, перед Департаментом образования города Москвы поставлена задача повышения энергетической эффективности образовательных учреждений. Посмотрим, что сделано в этом направлении. За счет каких мероприятий осуществляется модернизация зданий? Что нужно для успешной реализации энергосервисных услуг в системе образования?

С. В. Гужов, руководитель направления «Энергоэффективность в системе образования», Московский центр энергоэффективных технологий (МИВ-центр) Департамента образования города Москвы

Приоритетные направления деятельности Департамента образования Москвы в области энергосбережения можно разделить на три основных направления:

  1. технические мероприятия по продлению срока эффективной эксплуатации подведомственных зданий;
  2. развитие программ по внедрению модели энергоэффективного поведения для обучаемых, а также их родителей;
  3. повышение квалификации как ответственных за энерго­сбережение в системе Департамента образования Москвы, так и всех желающих получить дополнительное образование по энергосбережению, энергоаудиту, энергосервисным мероприятиям и т.д.

В состав рассматриваемых в данной статье технических мероприятий, необходимых для выполнения, входит:

  • оснащение зданий приборами учета энергоресурсов;
  • получение энергетических паспортов;
  • выполнение мероприятий по повышению энергетической эффективности;
  • заключение энергосервисных контрактов.

Перечислим некоторые типовые мероприятия, реализуемые в рамках капитального ремонта зданий ОУ:

  • установка приборов учета электрической энергии, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, газа;
  • внедрение энергосберегающих светильников, в том числе на базе светодиодов (включая наружное освещение);
  • установка СУО и датчиков освещенности;
  • замена и утепление входных дверей, оконных блоков (стеклопакеты);
  • утепление чердачных и подвальных помещений и фасадов;
  • модернизация вентиляционной системы;
  • регулировка (реконструкция) систем отопления (СО), включая трубопроводную часть, текущий ремонт СО;
  • перевод отопления на дежурный режим в нерабочее время;
  • ремонт кровель, теплотрасс;
  • восстановление теплоизоляции;
  • ремонт холодного и горячего водоснабжения, канализации;
  • оптимизация режима работы источников освещения, электрооборудования.

Таким образом, в рамках оказания энергосервисных услуг можно говорить только о проведении затратных мероприятий, недоступных ОУ в силу ограниченности бюджета.

Стоит отметить, что для эффективной эксплуатации здания не хватает только лишь проведения качественного ремонта. Необходима грамотная и квалифицированная эксплуатация здания, соблюдение правил безопасности, своевременное устранение неисправностей инженерных систем здания, постоянная реализация их потенциала энергосбережения.

Работа в данном направлении строится на требованиях государственных программ и законодательства Российской Федерации и Москвы, которые создают правовые, экономические и организационные основы для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Модернизация здания по модели Джона – Скоулза

Процесс модернизации здания с целью повышения его энергетической эффективности является циклическим и может быть рассмотрен по «Реалистичной модели стратегического процесса» Джона – Скоулза (рис. 1), позволяющей циклически улучшать энергоэффективность объектов образования и одновременно показывать правильность принятых решений заинтересованным сторонам процесса.


Рисунок 1

Цикл повышения энергоэффективности здания в приложении к реалистичной модели стратегического процесса Джона – Скоулза

Первичным этапом является мониторинг и проведение энергетического обследования учреждения, результатом которого является энергетический паспорт, дающий информацию о реальном потенциале энергосбережения здания.

После ознакомления с техническим отчетом энергетического паспорта, директором осуществляется стратегический выбор в вопросе реализации тех или иных энергосберегающих мероприятий. Считается, что к моменту выхода на энергосервисный контракт (ЭСК) в здании уже реализованы все мероприятия, доступные учреждению с точки зрения финансовых затрат и организационных мероприятий. После выбора типа энергосервисной услуги, финансово или технически недоступной для учреждения, организация объявляет о начале конкурсных процедур на оказание энергосервисных услуг.

В ходе выполнения ЭСК исполнителем осуществляется технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности заключения ЭСК, планирование, контроль СМР, техническое и юридическое сопровождение, мониторинг финансовых перечислений, сопровождение передачи оборудования на баланс учреждения в конце срока энергосервисного контракта, ведение постконтрактной фазы.

По завершении ЭСК, учреждение образования должно самостоятельно провести очередное энергетическое обследование с целью выявления дополнительного потенциала энергосбережения. Таким образом, цикл замыкается.

Статистика проведения энергоаудита в образовательных учреждениях

В состав Департамента образования Москвы входит более 5 тыс. зданий, объединенных в около 4 тыс. подведомственных учреждений. На конец октября 2012 года договор на проведение энергетического аудита заключен более чем в 95,5 % учреждений. Темпы проведения энергетических обследований позволяют говорить о возможности их успешного завершения в 100 % образовательных учреждений (ОУ) до конца 2012 года.

Энергосберегающий потенциал

А каков же потенциал экономии энергоресурсов? В общем случае в ОУ используется до 4 видов энергоресурсов: электрическая и тепловая энергия, холодная вода, природный газ1.

Потенциал экономии энергоресурсов показан на рис. 2. Несмотря на существующие различия типовых проектов зданий, их возраста и технического состояния, в целом технический потенциал энергосбережения в электрической части оценивается в пределах 15–25 %; тепловой энергии – 25–80 %, водных ресурсов –
25–50 % относительно базового года.

Краткая характеристика энергопотребления учреждений образования, подведомственных Департаменту образования Москвы

Рисунок 2.

Краткая характеристика энергопотребления учреждений образования, подведомственных Департаменту образования Москвы

С началом использования экономических методик расчета потенциала энергосбережения, ясная структура технической эффективности энергосервисных мероприятий приобретает вариативность. Например, наиболее технически эффективные мероприятия в системе отопления здания оказываются также и наиболее затратными. Их внедрение сопряжено со значительными рисками для исполнителя, экономическая привлекательность таких проектов падает с ростом их капиталоемкости.

В таких условиях на первый план выходят малозатратные энергосервисные услуги. Классическим примером является установка бесконтактных смесителей и аэраторов-рассекателей, дающая экономию около 30–50 % и срок окупаемости ~1,5–2,0 года. Менее привлекательны:

– Экономия тепловой энергии за счет:

  • автоматизированного узла управления теплопотреблением: экономия ~20–35 %, срок окупаемости ~3,5–4,0 года;
  • балансировки стояков отопления и ручного регулирования: экономия ~12–25 %, срок окупаемости ~2,0–3,0 года.

– Модернизация системы освещения:

  • замена люминесцентных источников света на светодиодные: экономия ~10–15 %, срок окупаемости ~5,0–6,0 года;
  • установка системы управления освещением: экономия ~30–45 %, срок окупаемости ~6,0–7,0 года.

Составляющие успешной реализации ЭСК

Успешность реализации энергосервисных услуг зависит как от добросовестности исполнителя, так и от соблюдения условий договора заказчиком. Нарушение технических и финансовых аспектов регулирования может привести к досрочному расторжению ЭСК, что влечет убытки для исполнителя и невыполнение требований соответствующих программ для заказчика. Во избежание подобных ситуаций с технической точки зрения необходимо особенно тщательно уделять внимание следующим техническим аспектам:

  • контроль качества оборудования, устанавливаемого по ЭСК, и соотношение его срока службы с гарантийным сроком эксплуатации оборудования;
  • недопущение нарушений эксплуатационных режимов инженерных сетей здания со стороны заказчика. Возможно, необходимо формулирование регламента о мониторинге, утверждающем исполнителя в полномочиях контроля соблюдения эксплуатационных режимов инженерных систем объекта энергосервиса;
  • урегулирование вопросов нестыковки расчетных подходов сотрудников технических служб энергосервисной компании (при расчете эффекта и прибыли от энергосервисных мероприятий в сопоставимых условиях) и бухгалтерии заказчика (при расчете затрат на платежи за энергоресурсы);
  • учет в финансовых расчетах заказчика факта принятия в конце срока ЭСК на баланс специ­фического оборудования, требующего специального квалифицированного обслуживания, что приведет к дополнительным затратам заказчика на найм соответствующей эксплуатирующей организации.

Особое внимание следует уделять прояснению и развитию практики энергосервисных услуг также в следующих аспектах законодательного и правового регулирования в бюджетной сфере:

  • уточнение связи между финансовыми затратами на выполнение целевых показателей2 и проводимыми мероприятиями в части учета их реального вклада в показатели энергетической эффективности;
  • ведение единой базы данных по вопросам, касающимся эффективности применения различных энергосервисных услуг для различных типов объектов;
  • недопущение чрезмерного снижения стоимости лота при проведении конкурсных мероприятий с точки зрения качества последующих работ и применяемых материалов.

Внимание к указанным выше проблемам позволит как более качественно подходить к процессу ТЭО энергосервисных услуг, так и использовать превентивные меры в случаях возникновения разногласий на различных этапах реализации энергосервисного контракта.

Повышение приемлемости условий реализации энергосервисных услуг как для заказчика, так и для исполнителя приведет к широкому внедрению ЭСК и позволит бюджету экономить многие сотни тысяч рублей. Успешная деятельность в данной сфере приведет к качественному скачку в вопросах повышения эффективности эксплуатации зданий и позволит выполнить показатели программы «Энергосбережение в городе Москве на 2012–2016 годы и на перспективу до 2020 года».

1 Количество ОУ, использующих природный газ, незначительно, поэтому мероприятия по экономии данного ресурса здесь не рассматриваются.

2 Согласно «Подпрограмме энергосбережения и повышения энергетической эффективности Департамента образования города Москвы на 2012–2016 годы и на 2020 год».

Опубликовано в журнале Энергосбережение №8/2012


Начало активности (дата): 22.12.2012

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений