Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Евгений Едимичев: «Надо учиться экономить»

28 Дек 2012

Согласно федеральному закону «Об энергосбережении», до 2013 года все бюджетные учреждения должны пройти энергоаудит и зарегистрировать энергетические паспорта в Минэнерго РФ. Однако на сегодня это сделала только треть учреждений в стране, в том числе, и в Красноярском крае. И уже ясно, что к Новому году ситуация мало изменится. Почему в очередной раз исполнение федерального закона затягивается? Об этом ИА KNews побеседовало с и.о. генерального директора ОАО «Энергосервисная компания Сибири» Евгением Едимичевым.

Евгений Николаевич, три года назад государство призвало всех потребителей в стране к экономии энергоресурсов. А выходит, что сами государственные учреждения не очень ревностно исполняют этот призыв. Почему так?
Начнем с того, что об энергоэффективности начали говорить не три года назад, а гораздо раньше — первый закон «Об энергосбережении» вышел у нас еще в 1996 году. Федеральный закон № 261 от 2009 года, который вы имеете в виду, это уже вторая его редакция. Она принципиально отличается от первой тем, что в ней прописаны механизмы реализации закона и ответственность потребителей энергоресурсов за его исполнение. И, надо сказать, что государство действительно начало с себя. В законе четко сказано: каждое бюджетное учреждение до 31 декабря 2012 года обязано пройти энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. Кроме того, учреждения должны принимать меры для ежегодного сокращения энергопотребления на 3%. Соответственно, к 2015 году оно должно сократиться на 15%.
Однако проблемы появились уже с самого начала. Стартовым для исполнения закона был определен тот же 2009 год. Однако закон был принят в ноябре, то есть, в конце года. Бюджеты учреждений на 2010 год были уже определены, и средств на исполнение ФЗ-261 в них не было заложено. Получилось, что целый год пропал впустую. В итоге, сейчас только 30% учреждений прошли энергоаудит.
В красноярском департаменте городского хозяйства говорят, что проблема не только в нехватке денег. У нас сложно найти организацию, которая провела бы качественное энергетическое обследование.
Организации есть. Их даже больше, чем нужно. Только на территории Красноярского края три саморегулируемых организации (СРО) энергоаудиторов, и в каждой по 70 членов. Проблема опять же в отсутствии денег и времени. В законе прописано, что учреждения, не успевшие в срок пройти энергоаудит, будут штрафоваться. Вот они и пытаются любыми способами пройти энергетическое обследование. Этим пользуются недобросовестные энергоаудиторы — на электронных аукционах они сбивают цену в десятки раз, а потом «на коленке» выписывают заказчику паспорт. Естественно, что о реальном обследовании речи не идет. Мне известны случаи, когда в учреждения звонили такие «энергоаудиторы» и предлагали энергетические паспорта буквально за 3–4 тысячи рублей. Наша компания и сама участвовала в одном аукционе в Бурятии, где начальная цена лота — 1,3 миллиона рублей была в итоге сбита до 60 тысяч рублей.
Если о проблеме известно, почему она не решается на государственном уровне?
Изначально качество обследований должны были контролировать СРО, но сейчас уже Минэнерго берет ситуацию в свои руки. Например, введен обязательный отчет о проведении энергоаудита — в нем должны быть прописаны все мероприятия и расчеты, полученные в ходе обследования. Кроме того, ужесточается контроль за деятельностью СРО, разрабатывается система аттестации аудиторов. То есть, принимаются меры для того, чтобы убрать с рынка недобросовестных игроков.
Законодателями был предложен еще один механизм для энергосбережения — энергосервисные контракты. Однако, насколько известно, он тоже пока не работает?
Суть энергосервисного контракта заключается в том, что энергосервисная компания реализует для бюджетной организации энергоэффективные мероприятия, а возвращает свои расходы за счет экономии средств на энергоресурсы. Однако это механизм пока у нас не работает. Проблема в том, что энергосервисный контракт не был выделен в отдельный экономический инструмент. Проще говоря, не разработан законодательный механизм, по которому бюджетные организации перечисляли бы сэкономленные бюджетные деньги энергосервисным компаниям.
Сплошные проблемы. Возникает ощущение, что закон принят, но не реализуется.
Это не так. Работа идет, и возникающие проблемы попутно решаются. Что касается энергосервисных контрактов, то мы постоянно взаимодействуем с региональными, муниципальными властями. И ответная заинтересованность есть. Мы, например, очень плотно работаем с администрацией Курагинского района. Там для развития сельского хозяйства не хватает энергоресурсов, и глава района серьезно занимается вопросами энергосбережения. Они заинтересованы в развитии малой генерации — строительстве мини-ТЭЦ или мини-котельной. И готовы привлечь для этого частные инвестиции в рамках энергосервисного контракта.
Закон «Об энергосбережении» касается не только государственных потребителей энергосресурсов. Как он реализуется в частном бизнесе и на бытовом уровне?
Пожалуй, бизнес на сегодня более остальных потребителей заинтересован в повышении энергоэффективности. Это и естественно: каждый собственник всегда старается сократить издержки. Я знаю много предприятий и компаний, которые постоянно пытаются внедрять различные энергосберегающие технологии. То есть, делают все, чтобы как можно меньше зависеть от большой генерации, поскольку понимают — рост энерготарифов неизбежен. Поэтому собственники частного бизнеса наиболее охотно откликаются на наши предложения.
Какова ситуация в ЖКХ?
Что касается сферы ЖКХ и в целом реализации закона на бытовом уровне, то тут все гораздо сложнее. Законом определено, что ТСЖ и управляющие компании должны в обязательном порядке заниматься энергосбережением и «просвещать» в этом отношении каждого жителя — проводить собрания, вывешивать информацию, памятки и т. д. Но вы сами знаете, как это все реализуется. Два года у нас говорилось об установке общедомовых приборов учета тепла, но люди так и не вняли. Что мы имеем в итоге? Сейчас энергоснабжающая организация имеет право на установку приборов учета энергоресурсов с последующей компенсацией стоимости работ и оборудования в срок до пяти лет. А, как все мы понимаем, платежи, растянутые во времени, обходятся нам гораздо дороже. И если жильцы не захотят компенсировать стоимость прибора, то у поставщика энергоресурсов теперь есть право по суду взыскать деньги. Дождались, что называется… Пока стоимость энергоресурсов у нас не настолько высока, чтобы люди были заинтересованы в их экономии. Но все может измениться уже в скором будущем, поэтому экономить надо учиться сейчас. Формирование бережливого отношения населения к энергоресурсам — это не популизм, а реальное требование современного мира. И когда мы это поймем — жить будет дешевле.

Источник: www.knews.su

Начало активности (дата): 28.12.2012

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений