Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Екатеринбург. Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей по вопросам повышения энергоэффективности

5 Июл 2013

В Свердловской области давно, целенаправленно и весьма удачно работают над энергосбережением. При этом, свердловчан не останавливают препятствия и искусственно созданные преграды. В регионе научились решать проблемы повышения энергоэффективности в любой ситуации. Видимо поэтому представители бизнеса решили собраться в Екатеринбурге для обсуждения наиболее острых проблем организации деятельности по повышению энергоэффективности. Представляем Вашему вниманию оценки организаторов Совещания и специалистов в его преддверии.



Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей по вопросам повышения энергетической эффективности должно состояться 11 июля в г. Екатеринбурге. Вопросов к законодательству «Об энергосбережении...» накопилось масса. Все понимают необходимость кардинального повышения эффективности использования энергии во всех отраслях экономики.

Сейчас большинство специалистов понимают каким образом это осуществляется в странах с развитой экономикой. Понимание же того, как применить в России богатый зарубежный опыт и организовать работу по энергосбережению, к сожалению, оставляет желать лучшего.

В Свердловской области давно, целенаправленно и весьма удачно работают над энергосбережением. Видимо поэтому представители бизнеса решили собраться в Екатеринбурге для обсуждения наиболее острых проблем организации деятельности по повышению энергоэффективности.

Оценки организаторов Совещания и специалистов в его преддверии:


Данилов Николай Данилов, заведующий кафедрой «Энергосбережение» УрФУ, председатель Коллегии СРО НП «Союз «Энергоэффективность»

Когда вступали в ВТО, думали, нас там встретят цветами. Но есть объективные факторы, такие как удельная энергоемкость, которая в промышленности России в несколько раз выше, чем у конкурентов. В экономической борьбе снова актуален знакомый нам лозунг – «Ни шагу назад!», ведь на кону – будущее отечественного реального сектора.

За последние годы сделано многое. Главное – легализовано энергетическое планирование, промышленники начинают считать удельную энергоемкость, индексы энергетической эффективности, сравнивать себя с конкурентами. Что надо делать? Каждое предприятие должно разработать программу энергосбережения. И помнить, что 30% потенциала энергосбережения – человеческий фактор. Людям надо объяснять, учить их, менять восприятие, платить за эту работу. Энергосбережение должно стать народной инновацией.

Из недавнего прошлого надо вспомнить такой стимулирующий механизм как лицевые счета экономии, на Западе это по-модному называется «зелеными сертификатами». Главным мерилом инновационности в промышленности должен стать критерий снижения энергоемкости. Можно вспомнить Циолковского – «Кто освоит энергосберегающие технологии, будет иметь горы хлеба и бездну могущества».


Дмитрий Серебряков, Исполнительный СРО НП «Союз «Энергоэффективность»:

Промышленники как никто понимают, что повышение энергоэффективности – единственный способ долгосрочно оставаться конкурентоспособным. У многих предприятий и целых отраслей есть четкая мотивация к этому. Однако реальная модернизация производства, несмотря на декларации государства, часто не встречает господдержки.

Как показывает практика, на ситуацию можно влиять. Надо выйти со своей позицией для диалога с представителями федеральных органов исполнительной и законодательной власти, ответственных за вопросы модернизации и повышения энергоэффективности. Мы с партнерами организовали такую площадку на грядущей выставке Иннопром-2013: 11 июля в 13-00 пройдет Всероссийское совещание промышленников и предпринимателей по вопросам энергоэффективности. Приглашаем принять участие в дискуссии!


Алексей Конев, директор по инновациям ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России:

«Российское энергетическое агентство» (РЭА) — федеральная структура, подведомственная Министерству энергетики Российской Федерации — осуществляет оперативное управление и мониторинг реализации государственной программой «Энергоэффективность и развитие энергетики»; разработку, сопровождение, экспертизу и мониторинг реализации региональных программ и проектов по энергоэффективности, развитие законодательства в области энергетики и инноваций; участвует в формировании и реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, организовывает международное сотрудничество и информационно-аналитическое обеспечение деятельности в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

РЭА выступает координатором и связующим звеном всех сторон, заинтересованных в продвижении политики энергосбережения, и в этой связи видит необходимость постоянного контакта и обмена опытом для совершенствования стратегии и тактики деятельности по повышению энергетической эффективности.

Важен системный заинтересованный диалог государства и бизнеса, чтобы выявить барьеры и сложности реализации инвестиционных программ, проектов по повышению энергоэффективности, и в рамках этого диалога выработать предложения по совершенствованию законодательства, нормативно-технической базы, включая систему стандартов, а также обеспечить совместную разработку и реализацию механизмов привлечения инвестиций и стимулирования мероприятий и проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности. В этом и состоит задача и основная ценность проведения мероприятий, подобных Всероссийскому совещанию промышленников и предпринимателей по вопросам энергоэффективности.


Евгений Гашо, эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ, доцент МЭИ, модератор Совещания:

Сегодня не достает согласия между участниками процесса под названием «энергообеспечение». Государство – один из таких участников, может быть, основной стейкхолдер. Потому что помирить интересы всех остальных – ресурсоснабжающих, промышленности и бизнеса, коммунальной сферы – можно только на государственном уровне, создав такую модель, которая бы стимулировала всех к эффективному поведению. Пока же государство делает попытки, но оказывается в решении этой задачи недостаточно расторопным. Инициативу в этом случае берут наиболее готовые и мотивированные.

В данном случае – промышленники и предприниматели, с привлечением экспертного сообщества, готовы взять на себя ответственность, помочь в определении приоритетных направлений и начать действовать.


Валерий Родин, вице-президент, председатель Комитета по энергетике СОСПП, генеральный директор ОАО «МРСК Урала»:


Промышленники осознают, что повышение энергоэффективности в реальном секторе экономики возможно главным образом за счет внедрения современных технологий и оборудования. Инвестиции в проекты модернизации являются фундаментом будущего стабильного развития промышленных предприятий. Эта проблематика является ключевой для Комитета по энергетике СОСПП.

За пять лет функционирования Комитет стал площадкой, позволившей многим разработчикам продемонстрировать потенциал эффективных технических решений: внедрено порядка 100 инновационных разработок, рассмотренных на базе заседаний Комитета по энергетике СОСПП. Речь идет и о новых технологиях строительства, систем теплоснабжения, проектов альтернативной энергетики.

Мы видим реальный интерес бизнеса к поднимаемым вопросам, а также, что предприятия региона ищут возможности для совместного решения общих проблем, обсуждения актуальных вопросов. Не является исключением и электроэнергетика. Совершенствование функционирования отрасли, повышение качества и надежности электроснабжения потребителей в современных условиях возможно лишь при условии инновационного развития на основе создания и внедрения новых эффективных, более надежных и долговечных материалов, оборудования и технологий.

В «МРСК Урала» мы перевели дискуссии о повышении эффективности своей работы в практическую плоскость и успешно реализуем ряд специальных проектов, направленных как на повышение собственной энергоэффективности, так и, в целом, на повышение эффективности работы всего электросетевого комплекса. Так, например, инновационная программа развития «МРСК Урала», рассчитанная до 2016 года, затрагивает самые широкие аспекты, начиная от объектов «большой энергетики» до внедрения интеллектуальных достижений в жизнь рядового потребителя.

Сейчас мы находимся на стадии, когда ряд пилотных проектов уже прошли успешную апробацию. Так, например, концепция создания «умных» сетей для «МРСК Урала» не стала только модным лозунгом. Мы видим будущее электросетевого комплекса Уральского региона на базе Smart Grid: новые материалы, технологи, сетевая архитектура. Хочется, чтобы внедрение передовых технологий шло по принципу: инновации сегодня – стандарт завтра, чтобы все новое и передовое постепенно стало необходимой нормой в работе энергетиков.

Уже сейчас мы можем представить реальные результаты внедрения технологии Smart Grid в распределительном сетевом комплексе региона. Важным элементом интеллектуализации электроснабжения является использование при строительстве и реконструкции электросетевой инфраструктуры провода и опор нового поколения.

Напомню, что «МРСК Урала» выступила «пилотной» площадкой для федерального проекта SmartMetering, он был успешно реализован в Перми. В настоящее время интеллектуальные системы учета энергетики компании продолжают активно внедрять на всей территории присутствия компании.

В 2012 году «МРСК Урала» направила 472 млн. рублей на установку современных приборов учета бытовым потребителям. На эти средства в Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае начали функционировать около 20 тысяч точек «умного» учета. Сегодня и топливно-энергетический комплекс, и многие отрасли промышленности демонстрируют большие возможности для внедрения инноваций. Поэтому реальная поддержка предприятий, продвигающих современные решения, технологии и оборудование, необходима.

В этом плане очень важны мероприятия, подобные IV Уральской международной выставке и форуму промышленности и инноваций «ИННОПРОМ – 2013», а также Всероссийскому совещанию промышленников и предпринимателей по вопросам энергоэффективности, которое мы проведем в рамках деловой программы Иннопрома.


Виктор Семенов, Генеральный директор ОАО «ВНИПИэнергопром», Президент НП «Ростепло»:

Промышленному потребителю энергии важны ее цена и надежность, так что после определенного уровня тарифа выгоднее строить свою генерацию, отключаясь от централизованной системы, что сегодня и происходит все чаще. Этот сектор также оказывается в некотором роде конкурентным. И централизованной энергетике, чтобы эту конкуренцию выдержать, необходимо обеспечить три взаимосвязанных вещи: снижение издержек, повышение производительности труда и внедрение новых технологий.

Ключевой фактор здесь – снижение издержек. Однако повернуть «большую генерацию» в этом направлении очень сложно, в существующих условиях гораздо более привычным путем при той же модернизации оказывается повышение тарифов. И задача государства – изменить эти условия. Через тарифы в теплоснабжении.

Сегодня система «издержки плюс» обеспечивает большие доходы тем, у кого больше расходы, т.е. неэффективным. Ограничение роста тарифа также не стимулирует лучших – высокая база у неэффективных дает им и большую разрешенную прибавку, а те, кто уже повышал эффективность, получают меньше, их рублевый рост тарифа не успевает за ценами на топливо, что делает их убыточными.

Кроме того, перекрестное субсидирование и дальнейшие отключения потребителей от централизованных сетей действуют как замкнутый круг, по нарастающей. Реальный сектор вправе ожидать от государства порядка и таких правил игры, которые бы были естественными с точки зрения экономических моделей, стимулирующими лучших и эффективных. Следующее – нужен рынок высвобожденной мощности и поощрение предприятий, ее высвобождающих там, где ее недостаток. Тогда их проекты модернизации станут быстрее окупаться, их станет больше.

Следующее. Сегодня объем существующей генерации и потребления на порядок выше объемов вводов новых генерирующих мощностей и прироста нагрузок. Поэтому любые усилия по наведению порядка, энергоэффективности в существующих цепочках принесут видимые результаты и могут на несколько лет вперед снизить, а то и ликвидировать потребности в новой генерации, по крайней мере в ряде регионов. Сегодня эти решения принимаются в разных местах, и деньги эти – в разных карманах.

Задача государства – объединить их интересы. И, наконец, рассчитывая экономический эффект, надо учитывать его по всей цепочке – автоматическое регулирование тепла в домах позволит высвободить котел или котельную и не тратиться на их обслуживание, ремонт, не перекладывать сети на больший диаметр, чтобы обогреть дальних потребителей, и так далее. Опять же, эффекты в разных карманах, но учитывать их надо вместе.

В проекте новой Государственной программы, раз уж в ней объединили энергетику и энергосбережение, логично было бы показывать эффект от энергосбережения, который позволит высвободить мощность для новых потребителей, обеспечивая мультипликативный эффект для экономики – ведь средства можно направлять не на строительство новых мощностей, а на повышение энергоэффективности и модернизацию оборудования в существующем хозяйстве. Сегодня же получается ловушка, когда тарифы растут именно по причине того, что потребители сэкономили энергию. Избежать этого – одна из главных задач государства.


Василий Степаненко, директор «Энергосервисной компании «Экологические системы», главный редактор электронного журнала «ЭСКО», Украина:

Сейчас, в посткризисный период, развитие энергосбережения в промышленности сильно замедлилось по вполне понятным причинам, нас ждёт 7-10 лет понижательного цикла по терминам Кондратьева. Затем наступит подъём, обусловленный рождением новых технологий 6-го технологического уклада, и те страны, которые успеют модернизировать свою промышленность, займут основные ниши мировых рынков. Кто не успеет, будет терять рыночное пространство и откатываться на обочину.

Поэтому нужно решить 3 связанных задачи:

1. Создать долгосрочные стратегии модернизации отраслей и предприятий, т.е. освоить забытые навыки долгосрочного энергетического планирования.
2. В масштабах страны такую задачу трудно решать без помощи государства. Оно должно возродить институты стратегического планирования, помогая промышленности выживать в конкурентном мире. Сильный эффект даст переход на общемировые стандарты энергоэффективности (тот же ISO 50 001). И конечно, нужно вырастить новую отрасль – отрасль энергетического сервиса.
3. Начать разработку ГОЭЛРО - 2. Чубайс принципиально ошибался, называя планом ГОЭЛРО - 2 рост энергетических мощностей страны. ГОЭЛРО - 2 – это энергоэффективные промышленность и сельское хозяйство, непрерывно снижающие потребность в топливе и энергии. Это термомодернизация всех зданий в ЖКХ со снижением потребности в тепле в 3-5 раз и новое теплоснабжение для зданий по стандарту «зеро» и «пассивхаус».

Все основные тенденции 6-го технологического уклада уже проявились, и ряд стран создал свои стратегии перехода в период 2010 - 2020 гг. Наши деды в 20-30 годы не боялись больших энергетических планов и сумели их реализовать. Наш черёд.


Ремир Мукумов, Генеральный директор ОАО «ЭСКО Тюменьэнерго», председатель Правления НП «Союз энергоаудиторов и энергосервисных компаний»:

Я вижу целый ряд реальных возможностей стимулирования энергоэффективных проектов в промышленности. Со стороны государства нужны условия, поощряющие энергоэффективное поведение. Известный из зарубежной практики механизм Rebate, или компенсация сбереженной мощности, когда именно ресурсная компания платит потребителю за установку более энергоэффективного оборудования, что снижает ее расходы на инфраструктуру и стоимость присоединения.

Этот механизм будет способствовать и модернизации промышленности, и повышению эффективности генерирующего сектора, и развитию рынка энергосервиса. Сегодня обычная практика, к сожалению, когда промышленная площадка заявляет большую мощность, а потом не может ее выбрать, в то время как поставщик электричества вкладывается в инфраструктуру, не получая затем отдачи.

ЭСКО могут в качестве объекта взять неэффективные производственные участки и снизить потребляемые ими мощности, а за достигнутый эффект получить компенсацию от ресурсника. Это послужит оптимизации всех нагрузок, создаст рынок высвобожденной мощности. Но и со стороны промышленных потребителей есть, куда расти. Например, уже понятно, что обязательные энергоаудиты – это не то, что нужно заинтересованному и мотивированному собственнику.

Альтернатива – инвестиционный энергоаудит, более глубокий и детальный, дающий в результате точное техническое решение, математическую модель, включая дисконтированный срок окупаемости, внутреннюю норму доходности, чистую приведенную стоимость и др. показатели финансового анализа, позволяющие судить об экономической эффективности предложенных мер. Он дороже, но на порядок качественнее. Результаты его могут использоваться Заказчиком самостоятельно.


Андрей Щербинин, руководитель обособленного подразделения энергосервисной компании «ГПБ - Энергоэффект» в Екатеринбурге

Россия вступила в ВТО, и отечественная промышленность вынуждена конкурировать на внутреннем рынке с сильными и эффективными производителями мирового уровня. В этих условиях особенно актуально правильно и адресно поддерживать российские предприятия, способствуя избавления от избыточного и нерационального энергопотребления.

Во-первых, совершенно недостаточно используется потенциал справочников по наилучшим доступным технологиям (НДТ). Есть европейские версии, ряд из них переведен, однако эти информационные ресурсы плохо пропагандируются. Не говоря уже о том, что необходима собственная адаптированная российская база, широко тиражируемая. Разработать такие справочники и тиражировать их – прямая задача государства.

Во-вторых, государство должно продолжить историю с энергопаспортизацией. Плохо или хорошо, но значительный массив энергетических паспортов собран. Что дальше? Кто и как их будет обрабатывать, с какими целями? Для чего все это делалось? Нужна перестройка ГИС «Энергоэффективность» в сторону отраслевых союзов, либо региональных ГИС, ответственных за обработку данных системы, но в сегодняшнем виде сохранение системы приведёт к полной деградации идеи. С этим тесно связан третий вопрос – и власти, и субъектам рынка чрезвычайно актуальны сегодня корректные индикаторы энергорезультативности – состояние энергопотребления, различные удельные показатели, установленные границы «худших», «средних», «хороших», сроки окупаемости и так далее.

Без бенчмаркинга идти дальше будет достаточно сложно, если вообще возможно – в принятии решений со стороны государства о поддержке и стимулировании, в административном регулировании (запретах), в принятии решений со стороны бизнеса и инвесторов.

Наконец, ещё один важнейший вопрос – кто и как должен внедрять наилучшие технологии в промышленности? Вроде бы ответ очевиден – энергосервисные предприятия. Но на практике энергосервисные контракты более исключение, чем правило. Причин здесь много – высокие риски; сложность доступа к длинным деньгам; высокий процент; консерватизм руководителей предприятий, стремящихся сделать работу максимально собственными силами и очень часто в ущерб качеству и результату; слабая информированность; недостаточная репутация энергосервисных компаний.

Тем не менее, у энергосервисных компаний в России есть светлое будущее и задача государства и бизнеса сформировать условия, при которых этот вид деятельности будет востребован и эффективен.


Антон Воробьев, Председатель Правления Консалтинговой группы «ФИНЭКС», Председатель подкомитета по международной стандартизации и сертификации СОСПП:

Вопрос можно ставить не только в плоскости, что государство должно сделать для повышения энергоэффективности в промышленности, но и что могут сделать сами предприятия. И здесь им на помощь приходит лучшая мировая практика. В области управления энергоэффективностью она была сконцентрирована в международном стандарте ISO 50001:2011, опубликованном два года назад, на основе которого подготовлен и введен в действие с декабря 2012 года и национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 50001.

Система энергоменеджмента, выстроенная в соответствии со стандартом, обеспечивает системный подход и позволяет интегрировать энергоэффективность в текущую управленческую практику. Неслучайно стандарт уже «взяли на вооружение» ведущие российские предприятия.

Ключевая идея – создание на предприятии постоянно действующей управляемой системы непрерывного повышения энергоэффективности с утвержденной стратегией и политикой, четким распределением полномочий и ответственности, закрепленных за конкретными менеджерами и подразделениями.

Создание в компании системы энергоменеджмента, соответствующей стандарту, позволяет обеспечить именно непрерывный характер улучшения показателей энергорезультативности, вовлечь персонал в эту деятельность, улучшить финансовые показатели, снизить потери, улучшить репутацию и повысить капитализацию компании.

Сегодня есть масса возможностей для применения этой практики – предприятие может обойтись своими силами, может привлечь консалтинговую компанию, возможны промежуточные варианты создания совместных рабочих групп. Причем система международных стандартов постоянно развивается, и за новшествами необходимо следить, чтобы обеспечить лидерство предприятия и улучшение показателей энергоэффективности.

Так, в 2014 году планируется издание стандартов по энергоаудитам; по модульному внедрению системы энергоменеджмента с использованием методов оценки уровня энергоэффективности; по энергобазовой линии и индикаторам энергоэффективности; по измерениям и верификации организационного уровня энергоэффективности и ряд других.

Источник: Портал Энерго

Начало активности (дата): 05.07.2013 08:24:23

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений