Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Состояние рынка теплоизоляционных материалов в России

25 Янв 2012

По оценкам экспертов, объем мирового рынка теплоизоляционных материалов составляет $20-25 млрд. в денежном выражении. Причем, ряд специалистов в ближайшее десятилетие прогнозируют глобальному рынку двукратный рост в связи с повышением интереса к вопросам энергосбережения.

Однако заметное влияние на мировой рынок теплоизоляционных материалов произвел финансовый кризис. В частности, продажи лидеров производства компаний Rockwool1  и Uralita Group2 в денежном выражении снизились на 20,2% и 21,5% соответственно. Наибольшее снижение спроса наблюдалось на рынках Восточной Европы, России, Испании и Великобритании. Uralita Group отметила снижение продаж на 38% в России и Испании3.

В настоящий момент на долю России приходится около 4-6% ($1,125 млрд.) мирового потребления всех видов теплоизоляционных материалов. 

По оценкам аналитиков, объем производства теплоизоляционных материалов в 2009 г. в 28,1 млн. куб. м. Объем рынка в 2010 г. составил 30,5 млн. куб. м, прирост за год – 8,5%. Увеличение спроса на теплоизоляционные материалы после периода спада в 2008-2009 гг. неразрывно связано с восстановлением рынка недвижимости и темпами его развития: строительством новых объектов, реконструкцией и ремонтом старых. По сравнению с 2010 годом рост рынка теплоизоляционных материалов составил 10-18%. 

По оценкам некоторых экспертов, восстановление строительного рынка после финансового кризиса идет крайне медленно. В частности, показатели основных сегментов рынка теплоизоляции таких, как минеральная вата и стекловата понизились, серьезно уменьшились темпы роста пенополистирола. В ходе влияния кризиса отдельные торговые марки были вынуждены уйти с рынка. 

Дополнительным препятствием для развития строительной отрасли становится ежегодный рост цен на строительные материалы. В первом полугодии 2011 года подорожали практически все виды строительных материалов. В зависимости от группы увеличение составило около 5-8%. Это связано, прежде всего, с ростом затрат на энергоносители и сырье. К примеру, рост цен на полиэтилен (основа при производстве изоляции из вспененного полиэтилена) в 2011 году по сравнению с 2010 годом составил 10%. Как следствие, возрастает и стоимость конечного продукта4.

Кроме того, строительная отрасль в России испытывает сильную зависимость от экономической ситуации в стране в целом, чем в странах Западной Европы. Именно этот фактор повлиял на снижение объема рынка в кризисный период. 
 
Из-за роста цен подрядчики вынуждены подбирать более дешевые аналоги материалов, чтобы уложиться в ранее заложенную смету. Отсюда тенденция снижения себестоимости готового объекта, основанная на приобретении недорогих и универсальных материалов.
Несмотря на вышеуказанные тормозные механизмы развития, росту отечественного рынка теплоизоляционных материалов способствует ряд факторов:

- интенсивное развитие рынков коммерческой и жилой недвижимости;
- рост темпов строительства зданий и сооружений;
- рост цен на энергоносители;
- рост тарифов на услуги ЖКХ;
- рост объемов жилья, требующего реконструкции;
- рост числа тепловых сетей, требующих реконструкции;
- несоответствие подавляющей части строений сегодняшним нормам по строительной теплотехнике;
- ужесточение строительной нормативной базы в Российской Федерации (в частности, ужесточение требований по энергосбережению и теплозащите зданий - новый СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» взамен старого СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника»);
- государственная политика энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее нормативно-правовое обеспечение5. Так, согласно энегетической стратегии России до 2030г., в структуре потребления энергии в нашей стране одну из основных ролей играет теплоснабжение6. Логично предположить, что самое действенное решение проблемы дефицита топлива – эффективное утепление помещений с помощью энергосберегающих материалов.

Теплоизоляционные материалы производятся как на современных импортных мощностях, так и на действующем с советских времен оборудовании. Последнее наиболее характерно для сегмента вспененного пенополистирола и традиционных утеплителей и в наименьшей мере – для экструдированного пенополистирола. Готовая продукция реализуется как под широко известными торговыми марками, так и маркированная в соответствии с классификацией ГОСТа.

В 2011 г. рынок теплоизоляционных материалов в России характеризовался стабильным ростом (примерно 40% по отношению к 2010г.). В 2010 году объем рынка теплоизоляции составил ок. 32 млн.куб.м., что на ок. 22% превышает показатель 2009г.

Такая ситуация была обусловлена, в первую очередь, существенным расширением объемов внутреннего производства теплоизоляционных материалов. Кроме того, достаточно активные темпы роста продемонстрировали объемы импорта этой продукции на российский рынок из-за рубежа. Так, доля импортных теплоизоляционных материалов в России по-прежнему остается невысокой, равно как и доля экспортной продукции.

В соответствии с прогнозами и расчетами, в истекшем году самый обширный сегмент на рынке производства теплоизоляционных материалов России занимали материалы на основе минеральной ваты. Этот сегмент в 2010 году занимал основную долю в структуре общего производства теплоизоляционных материалов в России - на него приходился существенный объем импортной продукции, а также материалов на экспорт. В прошлом году доля теплоизоляции на основе минеральной ваты составила почти 50 процентов. Кроме того, по итогам 2010 года лидерами производства теплоизоляционных материалов на основе минеральной ваты в России стали компании «ТЕХНОНИКОЛЬ» и Rockwool. Доли продукции этих предприятий в ее сегменте составляют 30% и 19% соответственно. Также высокие позиции на рынке занимает продукция таких компаний, как Linerock, Isorock и Izovol7. В 2011 г. минераловатные изделия составили 40% всего российского производства материалов для теплоизоляции. 

Вторым по объемам и масштабам производства сегментом рынка теплоизоляционных материалов в 2010 г. стала продукция, изготавливаемая на основе стекловолокна. Суммарный объем производства стекловолоконной теплоизоляции таких известных предприятий, как URSA, Knauf и Isover, составил более 10 млн.куб.м, что эквивалентно 94% всего производства теплоизоляционных материалов на основе стекловолокна в России8. В 2011 г. изделия из стекловаты составили 32% российского производства.

Что касается показателей производства теплоизоляционных материалов на основе пенополистирола, то по итогам 2010 г. они составили порядка 7 млн.куб.м. Стоит отметить, что существенную долю в этом объеме составляют материалы, выполненные на основе экструдированного пенополистирола. Ведущими российскими производителями таких теплоизоляционных материалов стали компании Knauf, «Мосстрой-31», «ТЕХНОНИКОЛЬ», «Пеноплэкс»9. В 2011 г. доля производства изделий из пенополистирола (вспененного и экструдированного) составила 28% от общего объема. 

Отметим также, что если в 2009 году цены на теплоизоляционную продукцию упали на 15-20%, то в период с 2010 по середину 2011 прирост составил порядка 10-15%10. 70% рынка занимают такие бренды как: Knauf, Isover, Ursa и Rockwool.


1 Компания Rockwool - один из крупнейших датских инвесторов на территории Российской Федерации. Только за 2010-2011 гг. инвестиции компании в Россию составили 200 млн. долл., направленные, прежде всего на развитие существующих и строящихся заводов компании.
Концерн URALITA GROUP был основан в начале прошлого века ( 1907 г.). На сегодняшний день является одним из ведущих европейских производителей строительных материалов и занимает третье место.
По данным маркетингового агентства DISCOVERY Research Group http://www.drgroup.ru/press-reliz-rinka-teploizolyacionnix-materialov.php
Выбираем теплоизоляцию / Интервью строительного портала EstateLine.ru с заместителем генерального директора ООО «ПКП Ресурс» В.Степурой от 28.09.2011 / http://www.estateline.ru/interviews/154 
5 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» и т.п.
6 Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об Энергетической стратегии РФ на период до 2030 г.». Гл.5. П.2.
7 http://www.klag.ru/analyst/detail.php?ID=14895 
8 Там же.
9 Там же.

Начало активности (дата): 25.01.2012 05:58:44

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений