Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Баллада о El Lada. Есть ли будущее у отечественного электрокара?

14 Май 2013

El Lada уже вошла в историю российского автопрома, как первый серийный электромобиль, под капотом которого можно ставить клеймо «made in Russia». Но станет ли продукт массовым в обозримом будущем?

Я не из тех, кто готов в пух и прах разбить продукт завода АвтоВАЗ, только лишь по тому, что это «продукт завода АвтоВАЗ». Да и в данном материале у меня нет желания обсуждать технические характеристики El Lada, дизайн автомобиля и прочая, прочая, прочая. Немного о другом.

Мои друзья, которые не особо следят за миром clean technology, вообще не верят в то, что в обозримом будущем электромобили станут в России объектом, на который не будут «тыкать» пальцем. Вспоминается Уссурийск и наша забава с коллегами по подсчету в общем потоке автомобилей процента русских экземпляров. Как правило, выходило, что на 1 отечественный автомобиль приходилось порядка 20 «японцев».

Вот с электромобилями в России еще хуже. Много хуже. Но как в случае с уссурийским примером, так и в ситуации с электромобилизацией всея Руси – есть объективные причины ничуть не удивляться. «Японец» 2005 года за 70000 рублей всегда в глазах жителя Приморья будет выигрывать у любой отечественной новинки. А массовый электромобиль без разветвленной сети объектов зарядной инфраструктуры – оксюморон. Так вот El Lada.

Широкой публике электромобиль презентовали в сентябре прошлого года на ММАС-2012. Запас хода на полном заряде аккумулятора емкостью 13 киловатт-часов – 150 километров. Вроде как для городских условий вполне себе параметр приемлемый. Но если сравнить (хотя какое уж там сравнивать) с Tesla Model S, то выглядит продукт отечественного автопрома достаточно блекло. У «американца» по паспорту пробег на одной зарядке – 483 км. Понятно, что это объясняется куда большей емкостью аккумуляторной батареи (85 киловатт-часов). Но я снова повторю: меня не особо занимают в контексте данной заметки технические характеристики.

Однако пример Tesla здесь не случаен. Безусловно, это для АвтоВАЗА непокоримая вершина. Можно возразить и справедливо возразить: мол, сравните стоимость. Согласен и даже спорить не стану. А вот механизм вывода электромобилей на потребительский рынок сравнить можно. И тут, увы, мы тоже где-то в арьергарде. Tesla не только совершенствует технологии, стремится увеличить запас хода, анонсирует бюджетные модели, но и создает самое главное для повышения привлекательности электромобилей в глазах потенциальных покупателей: собственную сеть зарядной инфраструктуры Tesla Supercharger.

«Заправочные» станции генерируют электричество при помощи солнечных батарей. В ближайшие пару лет компания покроет ими всю Северную Америку. Аналогичные объекты появятся в Европе и Азии. И самое главное: владельцы Model S смогут подзаряжаться бесплатно на этих станциях. В России с зарядными станциями все плохо. Есть просвет – компания «Револьта», но даже ее генеральный директор Максим Осорин признал (а лучше него это направление в стране не оценит, пожалуй, никто другой): Публично доступная для всех зарядная инфраструктура, нацеленная на физлиц, в настоящее время наименее доходна. До появления на рынке достаточного количества предложений – это лишь третий по значимости приоритет .То есть Осорин констатирует: развитие сети зарядных станций на сегодняшний день – не самое рентабельное направление бизнеса. И он прав.

Подобное прохладное отношение капитала связано с тем, что зарядные услуги лежат в области микроплатежей. Заправка электромобиля, даже с учетом предоставления единицы оборудования, парковочного места, информационных сервисов и электроэнергии – исчисляется десятками рублей. А значит заниматься этим никто не будет. Никто, кроме тех, кто в этом кровно заинтересован. Tesla, к примеру, заинтересована и активно инвестирует в направление.

А что АвтоВАЗ? Нельзя сказать, что компания совсем ничего не делает. К примеру, в этом месяце объявлено о совместном проекте ФСК ЕЭС, автопроизводителя, и правительства Ставропольского края по созданию зарядной инфраструктуры в регионе, который стал площадкой для тестирования российского электромобиля: в Кисловодске реализуется проект экологического такси. На сегодня в Ставрополье действуют 2(!) зарядные станции. Будет их в несколько раз больше – уже хорошо. Но инициатива, судя по всему, исходит от ФСК ЕЭC, которая планирует на этом заработать. Хотя это и не совсем коррелирует с заявлением главы «Револьты».

Впрочем у энергетиков (электросетевых и генерирующих компаний) есть еще один, собственный интерес к популяризации электромобилей через развитие зарядной инфраструктуры. И он легко объясним. Массовые электрокары позволят более эффективно использовать существующую энергоинфраструктуру: повышение полезного отпуска, сопряжено с дополнительными доходами. Но не только сиюминутная выгода движет энергетиками. Графики нагрузки демонстрируют, что в период с 21:00-09:00 по стране наблюдается значительное снижение энергопотребления. Сети вынуждены работать в переходных режимах, энергетическое оборудование испытывает перегрузки и так далее.

Массовая зарядка электромобилей в ночные часы позволит выровнять график нагрузки. Поэтому не удивителен интерес к теме и в столице, где зарядных станций уже больше 50. МОЭСК обещает к 2018—2019 году довести их количество до 2260. Тоже хорошо. Но это снова не АвтоВАЗ. Сетевые компании подобными проектами прокладывают в Россию дорогу электромобилю, но далеко не обязательно этим электромобилем будет El Lada. Вот и получается, что в Америке, да и вообще на Западе, продукт, который предлагают электромобилестроители включает в себя сам электрокар и родную сеть зарядных станций, чье расположение детально продумано исходя из интересов и удобства потребителя.

Автопроизводитель тем самым демонстрирует свое отношение к клиенту, не только выпуская на конвейере безупречный продукт, но и гарантируя автовладельцу, что этот конечный продукт не встанет между Чикаго и Нью-Йорком в ожидании чуда. Еще раз повторю: не хочу обсуждать технические характеристики El Lada. Понятно, что они не идеальны, как и у «грязных» аналогов, произведенных на том же заводе.

Но ведь это не помешало в 2012 году компании продать больше 600 000 своих авто с ДВС? Не помешало, но только в случае с электромобилями прежние схемы не будут работать, если не повернуться лицом к потребителю и не предложить ему помимо зеленого транспортного средства некую программу лояльности. Например, такую, какую уже реализует Tesla.

Источник: Greenevolution

Начало активности (дата): 14.05.2013 09:29:08

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений