Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

О развитии сфер энергоэффективности и ВИЭ в странах СНГ

1 Июл 2013

В современную эпоху инноваций индустриальная система формата XIX – ХХ веков начинает замещаться новыми принципами социально-технологической организации общества. О том, как реализуется это новая система в странах СНГ в нашем обзоре.



Вектор трансформаций, затрагивающий все аспекты жизнедеятельности человека, направлен на постиндустриальную систему хозяйствования и интегральный экономический строй многоукладной экономики (соединяющий частную инициативу и активность бизнеса, стратегически инновационную функцию государства и социальную ориентированность экономики).

В энергетике также запущен процесс формирования многоукладной структуры, которая подразумевает синтез централизованного и автономного энергообеспечения, а кроме того – интеллектуального управления производством, транспортировкой, хранением, распределением и потреблением всех видов энергоносителей.

Резкий рост кривой НТП обусловил разворачивание новой технологической революции, при этом индустриальная экономика подошла к пределу возможностей действующих энергетических технологий (энергетическому «порогу»), что стало причиной формирования условия для очередного инновационного энергетического рывка (цепочка прежних энергоинноваций включала освоение таких энергоносителей, как: мускульная сила домашних животных – энергия ветра и падающей воды – энергия пара – электрическая энергия – энергия углеводородов – энергия атома) и перехода на следующую технологическую ступень, где особое место отведено возобновляемым источникам энергии (в качестве переменной составляющей мирового энергообеспечения, а на статус базовой претендует атомная энергия).

В то же время в современном обществе обозначилась тенденция расширения разрыва между объемом потребностей растущего населения Земли и физическими возможностями планеты по обеспечению этих потребностей.

В середине XXI века передовые страны, двигающиеся к постиндустриальному способу производства и 6‑му технологическому укладу, прошли первую «точку невозврата» по масштабному внедрению энергоэффективных и энергосберегающих, а также ВИЭ-технологий во всех секторах экономики. При этом руководящей и направляющей силой по расширению спроса на указанные технологии было и остается государство при активной поддержке большинства слоев общества и деловых кругов. В дальнейшем темпы этого процесса будут нарастать, пока снова не накопятся сдерживающие противоречия, которые будут преодолеваться уже на новом уровне развития экономики и общества.

В конце XX века страны СНГ были отброшены назад в своем развитии и были вынуждены искать пути выживания в новых условиях, поэтому сфера энергоэффективности не являлась для них приоритетной. В наступившем веке внимание государств Содружества к этим секторам усилилось, поскольку они являются необходимым условием для обеспечения дальнейшего экономического роста.

В 2000-х годах страны СНГ разработали соответствующие меры и приступили к их реализации, причем в ряде экономик активную помощь в этих вопросах оказывали и продолжают оказывать ведущие экономики мира и в первую очередь США. Так, программа Агентства США по международному развитию (USAID), по внедрению энергоэффективных технологий в Центральной Азии (CAEESP) предполагает предоставление различных видов поддержки, в том числе финансовой.

Указанная региональная программа осуществляется организацией ICF International в таких государствах, как Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения и Узбекистан.

В рамках CAEESP производятся следующие виды работ:

• оценка ситуации и расстановка приоритетов;
• повышение уровня осведомленности заинтересованных лиц и обучение существующим подходам в области энергоэффективности и энергосберегающих технологий;
• разработка проектов по энергосбережению и содействие в привлечении финансирования;
• поддержка частных энергосервисных компаний;
• региональный анализ и рекомендации в области энергоэффективности.

Необходимо подчеркнуть, что государства Содружества по мировым меркам обладают масштабным потенциалом возобновляемых энергетических ресурсов, а в ряде экономик относительный показатель, характеризующий долю ВИЭ в структуре энергобаланса, находится на таком высоком уровне, который промышленно развитые страны, при масштабной концентрации финансовых и иных ресурсов, могут достичь лишь к середине текущего столетия.

Азербайджан

Целями страны на перспективу до 2020 года являются достижение 20‑процентной доли ВИЭ в расходной части энергобаланса и снижение на 20 процентов выбросов парниковых газов в атмосферу к уровню 1990 года (аналогично европейской программе «20‑20‑20»). Необходимо подчеркнуть, что для реализации намеченных показателей ЕС оказывает государству финансовую помощь.

В 2004 году в Азербайджане была принята государственная программа по развитию альтернативной энергетики, в 2009 году – создано соответствующее агентство при Министерстве промышленности и энергетики, которое в июне 2012 года было преобразовано в независимую государственную компанию «Государственное агентство по альтернативным и возобновляемым источникам энергии».

В сферу обязанностей этой организации входит решение вопросов, связанных с разработкой проектов, закупкой оборудования, строительством ВИЭ-энергетических объектов, эксплуатацией энергетического оборудования и развитием инфраструктуры, необходимых для расширения использования ВИЭ. (http://abc.az/eng/news/71383.php)

Азербайджан стремится к снижению энергетических затрат. В 2007‑2012 годах в электроэнергетике экономия условного топлива стабильно составляла около 1,7 миллиона тонн в год (на ТЭС в основном используется природный газ в объеме около 5 миллиардов кубометров в год, потери при генерации оцениваются в 1 процент суммарной выработки электроэнергии).

В итоге к 2012 году для производства 1 кВт-ч электроэнергии было затрачено в среднем 131,8 г ­ т. у. т., что на 12 процентов меньше, чем в 2009 году. Предполагается, что в дальнейшем в генерирующем секторе выработка электроэнергии расширится за счет ввода в эксплуатацию объектов ВИЭ, при этом производство электроэнергии может вырасти на 2,6 миллиарда кВт-ч в год.

Таким образом, ВИЭ-электростанции позволят экономить дополнительно до 1 миллиона т. у. т. первичной энергии в год. В настоящее время национальная энергосистема имеет значительный потенциал энергосбережения в секторе транспортировки. По итогам 2011 года сетевые потери (ЛЭП) составили 4,59 процента суммарного объема транспортируемой электроэнергии (в 2010 году – 4,79 процента), в распределительных сетях данный показатель был гораздо выше – примерно 16 процентов.

Правительство страны предполагает, что в дальнейшем принятые меры позволят расширить экспорт электроэнергии до 8‑10 миллиардов кВт-ч в год. (Материалы конференции «Энергоэффективность: экономические и институциональные аспекты и перспективы», ноябрь 2012 года// http://www.contact.az/docs/2012/Economics&Finance/112100018898ru.php)

Армения

Правительство разработало национальную программу по энергосбережению и внедрению ВИЭ и соответствующий план ее реализации. В указанной программе определены приоритетные сферы, в которых эти меры будут внедряться в первую очередь:

• производство и распределение электрической и тепловой энергии;
• водоснабжение;
• освещение;
• горнодобывающая промышленность;
• химическая промышленность;
• информационно-коммуникационный сектор;
• продовольственный сектор.

Программа National Program on Energy Saving and Renewable Energy of Republic of Armenia предполагает расширение использования ВИЭ (гидроэнергии, биомассы, энергии Солнца и ветра).

Основные характеристики этих видов возобновляемых ресурсов (величина потенциала и его географическая структура) определены в главе 8 программы.

Белоруссия

В стране разработана подробная стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета министров от 9 августа 2010 года), основной целью которой является «инновационное и опережающее развитие отраслей ТЭКа, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при безусловном надежном и эффективном энергообеспечении всех отраслей экономики и населения» (http://www.minenergo.gov.by/ru/legislation/postanivlenia).

Согласно документу, к 2015 году снижение энергоемкости ВВП к уровню 2005 года должно составить не менее 50 процентов (к 2020 году – 60 процентов), при этом достижение поставленной цели должно быть обеспечено за счет:

• совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения;
• повышения коэффициента полезного использования энергоносителей на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и потребления;
• увеличения в топливном балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии. В секторе возобновляемой энергетики предусмотрено использование следующих видов энергоносителей:
• биомассы (дрова, отходы древесины, быстрорастущая древесина, отходы растениеводства, в том числе путем производства жидкого и газообразного биотоплива);
• энергии воды (ГЭС различной мощности);
• энергии ветра (на территории республики выявлено 1840 площадок для размещения ветроустановок с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1600 МВт);
• энергии Солнца (с учетом климатических условий основными направлениями использования данного ресурса станут гелиоводонагреватели и различные гелиоустановки для интенсификации процессов сушки и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и других бытовых целей; энергетический потенциал использования солнечной энергии оценивается в 10 тысяч т. у. т. в год);
• энергии коммунальных отходов (потенциальная энергия равноценна 470 тысячам т. у. т. в год);
• геотермальной энергии, в том числе низкопотенциального тепла земли.

Молдавия

В конце 2012 года в стране была принята энергетическая стратегия на 2012‑2030 годы. Документ предполагает, что государство должно закрепить статус надежной транзитной страны и обеспечить возможность транспортировки электроэнергии во всех направлениях, а также максимально использовать внутренний потенциал для выработки собственной электрической энергии. В газовой сфере планируется укрепить существующие связи и обозначить новые альтернативы поставки природного газа.

Период 2012‑2020 годов обозначен в документе как переходный этап, в течение которого планируется постепенно внедрять первые (и менее затратные) меры по повышению эффективности и использованию возобновляемых источников энергии. (Информационное агентство «Молдова», http://www.newsmoldova.ru/economics/20121030/192402488.php)

В числе главных целей энергетической стратегии:

• обеспечение энергетической безопасности страны;
• создание конкурентных рынков и их интеграция в региональный и европейский рынки;
• обеспечение устойчивости окружающей среды и борьба с изменениями климата.

Планируется, что поставленные задачи будут выполнены за счет реализации мер по внедрению эффективных технологий, модернизации энергетической инфраструктуры, более активного использования возобновляемых источников энергии, а также интеграции в европейский энергорынок.

В частности, к 2020 году для обеспечения взаимоподключения электроэнергетических и газовых систем Молдавии и соседних стран поставлена задача построить 139 километров высоковольтных ЛЭП и 40 километров газопроводов, а в расходной части энергобаланса – увеличить долю ВИЭ к 2015 году до 10, к 2020-му – до 20 и к 2030-му – до 25 процентов. Предполагается, что на транспорте доля биотоплива в общем объеме используемого моторного топлива составит к 2015 году 4 процента, к 2020 году – 10 процентов.

В электроэнергетике к 2020 году суммарная мощность генерирующих объектов может вырасти на 800 МВт, к 2030 году – еще на 200 МВт, при этом доля ВИЭ должна составить к 2020 году 10 процентов, к 2030 году – 15 процентов (Независимый информационный портал «NOI», http://www.noi.md/ru/news_id/14565.)

Казахстан

В стране проводится взвешенная плановая политика, направленная на сохранение темпов экономического развития, которое, по мнению руководства государства, невозможно без внедрения самых современных и низкоуглеродных технологий. В стратегии «Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства» в числе десяти основных вызовов современному человечеству пятым пунктом указана глобальная энергетическая безопасность.

При этом в документе подчеркивается, что «развитые страны увеличивают инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии и уже к 2050 году их применение позволит генерировать до 50 процентов всей потребляемой энергии. Очевидно, что постепенно подходит к своему концу эпоха углеводородной экономики.

Наступает новая эра, в которой человеческая жизнедеятельность будет основываться не только и не столько на нефти и газе, сколько на возобновляемых источниках энергии». (Стратегия «Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства», http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana.) В стратегии также сказано, что «ее главной целью является достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике».

Таким образом, на современном этапе национальная энергетическая стратегия не рассматривается отдельно от процесса модернизации страны, а встроена в общегосударственную стратегию индустриально-инновационного развития Казахстана и увязана в комплекс мер по формированию экономики сервисно-технологической направленности, дальнейшего развития государственных институтов и общества.

Вопросы, касающиеся сферы ВИЭ, энергоэффективности и энергосбережения, находятся под контролем Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, созданного еще в 2004 году. (http://www.mint.gov.kz)
Согласно данным указанного министерства, для территории Казахстана наиболее перспективными являются следующие виды возобновляемых источников энергии:

• ветроэнергетика;
• энергия воды (малые ГЭС – менее 25 МВт);
• энергия Солнца (фотогальванические установки и солнечные коллекторы).

При этом их суммарный потенциал весьма значителен и оценивается более чем в 1 триллион кВт-ч в год. Для продвижения возобновляемой энергетики в стране создана необходимая нормативно-правовая среда, которая, на наш взгляд, на пространстве СНГ является наиболее совершенной и благоприятной. Во-первых, это базовые документы:
1) конституция Республики Казахстан;
2) закон Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» от 4 июля 2004 года (http://www.mint.gov.kz/index.php?id=207&lang=ru);
3) закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии».

Во-вторых, это основные программы развития:
1) Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан (http://ru.government.kz/resources/docs/doc12);
2) Отраслевая программа развития электроэнергетики на 2010‑2014 годы (http://www.mint.gov.kz/index.php?id=124&lang=ru).

В-третьих, это ряд подзаконных нормативных правовых актов:
1) план размещения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
2) правила осуществления мониторинга за использованием возобновляемых источников энергии;
3) правила покупки электрической энергии у квалифицированных энергопроизводящих организаций;
4) правила определения ближайшей точки подключения к электрическим или тепловым сетям и подключения объектов по использованию возобновляемых источников энергии;
5) правила, сроки согласования и утверждения технико-экономических обоснований и проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии.

Кроме того, в рамках проекта «Казахстан – инициатива развития рынка ветровой энергии» в стране был разработан информационный справочник «О порядке подготовки, согласования, утверждения и реализации проектов строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии в Республике Казахстан», предназначенный для обстоятельного информирования потенциальных инвесторов и специалистов данного сектора.

Все указанные документы преследуют следующие базовые цели:

• расширение выработки энергии на базе ВИЭ;
• поддержка и создание комфортных условий для потенциальных инвесторов при реализации ВИЭ-проектов;
• повышение прозрачности ВИЭ-рынка и снижение бюрократических барьеров для его участников. Национальная законодательная база предусматривает меры по развитию рынка возобновляемых источников энергии, а именно:

• резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков для строительства объектов возобновляемых источников энергии;
• обязательства энергопередающих организаций по покупке электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии;
• освобождение возобновляемых источников энергии от платы за транспорт электроэнергии по сетям;
• поддержка при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к сетям энергопередающей организации;
• предоставление физическим и юридическим лицам, осуществляющим проектирование, строительство и эксплуатацию объектов по использованию возобновляемых источников энергии, инвестиционных преференций в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

Кроме того, для энергетических ВИЭ-объектов нормативная база регламентирует порядок внедрения фиксированных тарифов, которые подлежат утверждению правительством на определенный гарантированный период, что позволит инвесторам снизить риски по возврату вложенных средств.

Руководство Казахстана понимает, что сфера ВИЭ требует высоких капитальных затрат и без определенных гарантий привлечь инвесторов в данную область будет затруднительно.

Игорь МАТВЕЕВ, заведующий сектором топливно-энергетических ресурсов Всероссийского научно-исследовательского
конъюнктурного института


Источник: Энергетика и промышленности России

Начало активности (дата): 01.07.2013 09:13:54

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений