Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Схема с диодом. Аналитический обзор рынка светодиодов

4 Июл 2013

Рынок энергосберегающих светильников начал формироваться в России совсем недавно. Многие потребители до сих пор сомневаются — нужны ли им светодиоды? По мнению отечественных производителей, недоверие к технологии вызвано засильем некачественной продукции, практически захватившей российский рынок из-за неэффективной системы сертификации и отсутствия в технических стандартах ряда ключевых параметров.


История света

Недостаток лампы накаливания заключается в крайне низкой энергоэффективности. Добавление галогенного газа в колбу позволило несколько повысить КПД лампы, однако сильным прорывом это не стало. Лампы накаливания и галогенные лампы относят к первому поколению искусственных источников света, КПД самых совершенных образцов не превышает 5%.

Вторым поколением стали лампы, в которых свет вырабатывается не раскаленной нитью, а электрическим пучком — разрядом или дугой. На внутреннюю поверхность колбы могут наноситься составы-люминофоры, также влияющие на качество светового потока. Такие лампы называются люминесцентными.

Интенсивность освещения измеряется в люменах, эффективность источников света рассчитывается соотношением выдаваемой яркости и потребляемой мощности. Если лампы накаливания способны выдавать всего 10-25 люменов на 1 ватт потребляемой мощности, то газоразрядные и люминесцентные лампы выдают уже 60-100 люменов на ватт.

К слову, из всех газоразрядок резко выделяются натриевые лампы — они выдают 100-150 люменов на ватт и на сегодняшний день являются самыми эффективными источниками освещения. Проблема в том, что они формируют очень тяжелый для глаза цвет свечения с низким уровнем цветопередачи, совершенно непригодный для внутреннего освещения, и потому используются в основном только на улицах — в автомобильных фарах и фонарях.

Светодиодные лампы в настоящий момент способны выделять в среднем 120 люменов на ватт, что сопоставимо с натриевыми лампами. При этом срок службы светодиодов уже сегодня может доходить до 50 тыс. часов, если в производстве использованы качественные компоненты. Это в 100 раз больше, чем срок службы лампы накаливания, и до 20 раз больше, чем срок службы средней газоразрядной лампы.

Еще одно существенное преимущество светодиодов — их безопасность и прочность. В них не используются вредные вещества, такие как ртуть, они не бьются, работают в сложных условиях эксплуатации — при резких скачках напряжения и значительных перепадах температуры. Главный недостаток светодиодных источников света — их высокая стоимость — нивелируется основным достоинством: тем, что светодиоды потребляют гораздо меньше энергии и служат значительно дольше, чем другие лампы.

Потребитель и диод

Развитию рынка светодиодного освещения в России в первую очередь способствует стремление потребителей сэкономить. Может показаться, что стоимость киловатт-часа в России для этого пока недостаточно высока, однако когда речь идет о больших складских помещениях, офисных центрах, многоэтажных парковках, технопарках и проч., где освещение требуется 24 часа в сутки 365 дней в году, вопрос экономии электроэнергии и мощности оказывается очень существенным. К тому же, если средняя оценочная стоимость 1 кВт ч по России составляет пять рублей, то во многих отдельных регионах она может составлять десять рублей, а зачастую и больше.

"При замене традиционных источников света на современные качественные светодиодные светильники за счет более качественного освещения и снижения энергопотребления высвобождается до 80% мощностей. Однако переход на энергоэффективную технологию освещения — это не только экономия электроэнергии и выделенной мощности. Это и экономия при проектировании и монтаже систем освещения: чем меньше потребляемая мощность, тем меньшего сечения провода необходимо закладывать, что не может не сказаться на снижении расходов",— говорит генеральный директор компании "АтомСвет" Вадим Дадыка.

Многих потребителей к экономии электроэнергии принуждают механизмы государственного регулирования. В соответствии с 261-м Федеральным законом об энергосбережении и энергоэффективности госпредприятия и предприятия с долей государственного участия обязаны проводить мероприятия по снижению энергоемкости.

Всем до лампочки

По мнению российских производителей светодиодных светильников, 261-й закон требует доработки. Для того чтобы выполнить его требования, необходимо провести энергоаудит предприятия и получить паспорт энергетической эффективности.

"С одной стороны, речь идет о прозрачности расходования государственного бюджета, но с другой — процессы очень сильно усложнены, и что самое главное, происходит их существенное затягивание с точки зрения реализации и внедрения. Я прекрасно понимаю, что действие предприятий, которые тратят бюджетные деньги, должны быть прозрачны и понятны для контролирующих органов. Но как вижу сложившуюся ситуацию, в рамках того же самого 261-го закона можно было бы предусмотреть более простой порядок проведения мероприятий по повышению энергоэффективности либо же предусмотреть в качестве альтернативы комплексное проведение подобных процедур",— отмечает Вадим Дадыка.

Но бюрократические заминки — пустяк по сравнению с главной проблемой российского рынка энергоэффективных источников света. В России действует 602-е постановление правительства, касающееся осветительного оборудования, существует огромное количество СНИПов, САНПИНов и ГОСТов. Однако вся эта нормативная документация практически не регламентирует осветительный рынок.

Чтобы сертифицировать осветительный продукт для продажи на российском рынке, его проверяют на электробезопасность и электромагнитную совместимость. То есть достаточно, чтобы при вкручивании лампы человека не било током и чтобы при работе лампа не выводила из строя остальные включенные в сеть электроприборы.

На сертификационные испытания представляется тестовый образец, проводить же хотя бы выборочную проверку партий реально поставляемой продукции нормативы не обязывают. В результате до 80% бытового и до 50% промышленного светодиодного рынка уже занято дешевыми некачественными лампами из Китая и Тайваня. Остальную часть делят российские, европейские и японские производители. Плохая лампа или светильник проживет в лучшем случае два-три месяца, хорошая — заявленные шесть лет свечения. Когда в высококачественной лампе перегорает один светодиод, все остальные продолжают гореть, в дешевых из-за выхода из строя одного светодиода все остальные гаснут.

"Сейчас очень модно говорить, что демотиватором рынка светодиодной техники является высокая цена этой продукции. Но мы провели масштабный опрос потенциальных потребителей нашей продукции и пришли к выводу, что главный демотиватор рынка сейчас — это качество представленной продукции. Если продукт качественный, у него есть понятная эффективность функционирования, понятный срок окупаемости. Разговоры "зачем нам нужны эти светодиоды, давайте пользоваться старыми добрыми газоразрядными лампами" начинаются, когда потребитель, у которого действительно есть необходимость сэкономить электроэнергию, покупает нечто, что вместо заявленных 50 тыс. часов работает всего месяц",— утверждает Вадим Дадыка.

Кроме проблемы с системой сертификации в России в настоящий момент отсутствует система стандартизации осветительного оборудования. В советское время лампы накаливания классифицировались по мощности — 25, 40, 60, 75, 100 и т. д. ватт. Потребитель привык оперировать при выборе лишь одним параметром — потребляемой мощностью, совершенно не задумываясь ни о том, сколько люменов выделяют лампы на каждый потребленный ватт, ни о том, какая часть выделяемого освещения добирается до освещаемой поверхности.

Советскому потребителю не надо было об этом думать — производство было жестко стандартизировано, все лампы выпускались внутри страны по советским ГОСТам. То есть большее потребление в ваттах всегда означало большую яркость. Сегодня, придя в магазин, можно увидеть светодиодные лампы, потребляющие практически любое количество ватт — и 22, и 24, и 72, и 48 — и выделяющие при этом совершенно разное количество люменов. То есть лампа на 22 ватта может выделять больше люменов, чем лампа на 48 ватт.

Во всех закупочных документах выставляются параметры — приобретаемый светильник должен потреблять не более стольких-то ватт и выдавать не менее стольких-то люменов. Тут возникает вопрос: почему тех, кто проводит закупки, должно интересовать, сколько люменов на ватт выдает светильник? Общеизвестно, что главное — сколько он дает люксов на поверхность освещения. Но можно найти два образца, у одного из которых будет большее количество люменов, но гораздо хуже освещенность поверхности в люксах, потому что вопрос не в том, какой световой поток формируется, вопрос в том, сколько из него теряется и сколько доносится до освещаемой поверхности.

Оптика советских ламп была стандартизирована — большее энергопотребление и, соответственно, большая яркость всегда означали лучшую освещенность. Сегодня, чтобы понять, какой эффект реально даст та или иная лампа, ее нужно купить и опробовать.

Собраться и поговорить

"Сейчас наша компания проводит второй цикл глубинного исследования светотехнического рынка. Мы достаточно глубоко изучили 2010 и 2011 годы. 2012 год дал определенные изменения — какие-то игроки появились, какие-то выбыли, рынок начал активнее развиваться, увеличился объем продаж. В начале 2013 года мы получим четкую статистику по 2012 году и на основании статистики за три года планируем выходить на диалог с другими производителями, затем совместно с коллегами попытаемся завязать диалог с Минпромторгом",— говорит Вадим Дадыка.

От правительства российские производители ждут совершенно конкретных изменений. Должен появиться четкий регламент по стандартизации продукции — должны быть выработаны объективные стандарты энергоэффективности, надежности с точки зрения применяемых компонентов, а также степени защиты оборудования.

В стандартах нельзя напрямую регламентировать эффективность освещенности поверхности, но хотя бы соотношение потребляемой мощности и световой отдачи регламентировать надо. Если заявлены четкие параметры по потребляемой мощности и формированию светового потока, их можно использовать для моделирования достоверных данных по освещенности поверхности с помощью специальных IT-решений. Также производители требуют ужесточить систему сертификации продукта. Очень важно, чтобы заявитель был вынужден постоянно подтверждать полученный сертификат.

России есть с кого брать пример в отношении организации правил светодиодного рынка. В 2000 году США приняли программу энергоэффективности. Американцы практически не производят светодиодные светильники сами, но на сегодняшний день у них принята такая система стандартов и правил сертификации, что китайские компании в открытую признают ее главным барьером попадания на американский рынок.

Источник: Коммерсант

Начало активности (дата): 04.07.2013 09:33:03

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений