1 Окт 2013
На объекты распределенной генерации в нашей стране пока приходится около 6 % от общей выработки электроэнергии, что приблизительно в два раза ниже мирового показателя. Однако распределенная энергетика как явление в России уже состоялась и будет и дальше активно развиваться.
Распределённое производство энергии (англ. Distributed power generation) — концепция строительства источников энергии и распределительных сетей, которая подразумевает наличие множества потребителей, производящих тепловую и электрическую энергию для собственных нужд, а также направляющих излишки в общую сеть (электрическую или тепловую).
И бизнес, и государство — бенефициары распределенной энергетики. Бизнес следит за повышением эффективности использования топливных ресурсов, он заинтересован не только в оптимизации затрат, но и в управлении этими затратами, в укреплении своей рыночной устойчивости. Для бизнеса особое внимание к снижению транспортной составляющей в стоимости электроэнергии наполнено вполне конкретным конкурентным смыслом.
Государство же заинтересовано в омоложении парка генерирующего и транспортирующего оборудования на национальной территории. Обновление этого парка сделает энергетические сети более доступными, будет способствовать развитию бизнеса и созданию новых рабочих мест. Кроме того, государство заинтересовано и в минимизации расходов бюджета на обеспечение ЖКХ разными видами энергии. Для этого оно стремится нормировать необходимые расходы и предпринимать меры для их снижения. А это означает и необходимость наращивать использование технологий когенерации.
Объекты распределенной энергетики могут быть расположены как в зонах централизованного энергоснабжения, так и на изолированных территориях, где нет электросетей. В первую очередь объекты будут находиться там, где предприятиям в силу своей производственной деятельности удобно использовать собственную генерацию. К примеру, на объектах добычи полезных ископаемых, мелких производствах, аварийно-спасательных службах и т.д.
Кроме того, объекты распределенной генерации возникают там, где бизнес объявляет государству о росте нагрузок при уже имеющемся энергодефиците, и там, где в коммунальном энергоснабжении востребовано внедрение когенерационных установок. (К слову, наибольшей эффективности при вводе в действие новой мощности можно добиться, если использовать тригенерацию: в таком случае, помимо электроэнергии, эксплуатирующая компания получает в распоряжение пар для отопления и холод взамен кондиционеров, используемых для охлаждения оборудования летом.)
Иногда крупный бизнес сам решает проблемы энергообеспечения. Можно вспомнить Ново-липецкий металлургический комбинат, Магнитогорский металлургический комбинат и другие. Чем меньше — тем лучше Можно остановиться на результатах исследования, которое выполнило Агентство по прогнозированию балансов в энергетике еще в 2011 г. Речь идет не только об анализе существующего состояния в обеспечении электроэнергией, но и о путях повышения надежности электроснабжения проблемных энергоузлов.
В работе рассматривались наиболее дефицитные по мощности энергорайоны. В этих районах выбирались энергоузлы с растущей нагрузкой или несоответствующие нормативным требованиям электроснабжения, в которых уже планируется строительство подстанциий и генерирующих мощностей. В итоге было отмечено, что основной фактор, определяющий возможность сокращения дефицитов мощности в энергорайонах — это развитие распределенных источников малой и средней генерации, приближенных к потребителю, а также всемерное развитие когенерации. Было предложено строительство восьми электростанций в диапазоне мощности от 20–24 МВт до 200–250 МВт, причем наибольшее количество станций должно было иметь малую мощность.
Эффективность новых электростанций напрямую зависела от установленной мощности. До 25 МВт станции были эффективны даже без отпуска тепла, очевидно, что с отпуском тепла и с продажами на розничном рынке они тем более они будут эффективны. Если станция выше 25 МВт, расчеты по сравнительной эффективности инвестиционных проектов (речь шла как о строительстве новых электростанций, так и о расширении существующих) показали, что сроки их окупаемости будут слишком велики.
Следует понимать, что строительство новых электростанций частными инвесторами существенно снижает объем необходимого электросетевого строительства, а значит и инвестиционную нагрузку на Федеральную сетевую компанию и Россети. Кроме того, оно укрепляет надежность электроснабжения проблемных энергоузлов, а также формирует социальные выгоды, такие как занятость и новые рабочие места.
Сегодня можно утверждать, что распределенная энергетика как явление в нашей стране состоялась. За первую половину 2013 г. Совет рынка выдал подтверждение на работу на розничном рынке 22 организациям распределенной генерации. По данным газеты «Коммерсантъ», к имеющимся на 2011 г. 1,5 ГВт установленной мощности, распределенная энергетика прирастет к 2014 г. еще 500 МВт.
Распределенная энергетика, несомненно, будет развиваться и дальше, поскольку на рынке существуют участники, заинтересованные в этом процессе. К примеру, ОАО «Россети» выступило с заявлением, что планирует активное участие в развитии платформы малой и распределенной генерации.
Довольно часто звучит вопрос: а надо ли опасаться развития распределенной энергетики?
Не надо. Даже если доля распределенной энергетики достигнет размеров, сопоставимых с мировыми, а это 12,5 % от общей выработки электроэнергии, это обстоятельство не может снизить экономическую эффективность работы Единой энергосистемы. Напротив, надежность электроснабжения будет укрепляться в связи с созданием новых объектов распределенной генерации, нагрузка сетевых компаний снизится и это скажется на тарифах.
Тем, кто планирует создание собственных объектов распределенной генерации, нужно обращать особое внимание на состав используемого оборудования. Если объекты распределенной генерации выйдут в сеть, а они обязательно будут к этому стремиться, то они должны соответствовать требованиям Системного оператора.
Сегодня же инвесторы часто покупают оборудование, не соответствующее требованиям, а потом разводят руками — мы уже купили, что делать? Приходится его дорабатывать. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо, чтобы требования Системного оператора были, во-первых, разумно-достаточными, а, во-вторых, понятными для всех участников рынка.
Энергомашиностроительной отрасли следует быть внимательной к развитию распределенной энергетики, продемонстрировать готовность предложить необходимое оборудование. Кроме того, нужно выработать типовые решения по составу оборудования, добиться его унификации для достижения легкости в эксплуатации, в том числе в удаленных и труднодоступных местах.
Также следует описать правила игры с субъектами распределенной энергетики на рынке и стремиться к упрощению, ускорению регламентов согласования введения новых объектов.
Николай Копылов, директор Уральского филиала ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в энергетике» (г. Екатеринбург)
Источник: Energyland
Начало активности (дата): 01.10.2013 09:34:04