Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Какое отношение к энергетике имеет Федеральная служба по аккредитации

26 Ноя 2013

Доводилось ли вам покупать некачественный товар? Скорее всего, не раз. Будь то еда, одежда или бытовая техника – в наше время нельзя быть уверенным ни в чем. Потребитель, а это все мы, часто страдает из‑за собственного незнания и даже лени, убеждена руководитель Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу Вера Гришина.

Как бы обидно это ни звучало, с ней трудно не согласиться, ведь всем отлично известно, что на большинство видов продукции и услуг, особенно что касается «бытового» потребления, должны быть соответствующие сертификаты или декларации. Положа руку на сердце, как часто мы интересуемся их наличием?

Пожалуй, наибольшей остроты вопрос сертификации достиг в области энергетики. Как отмечают многие эксперты, отчасти это связано с отсутствием единых подходов и технических регламентов, касающихся оборудования, технологий и испытаний.

– На сегодняшний день в нашей стране все еще не приняты технические регламенты по воздушным линиям, электроустановкам, системам и приборам учета и другим позициям, – говорит Вера Леонидовна. Энергетика – сфера крайне непростая и опасная. И если модницам при покупке некачественных сапог грозит потеря нескольких тысяч рублей, то энергокомпании нередко рискуют миллионами и даже миллиардами. А иногда на кон и вовсе поставлены человеческие жизни. Вторая проблема – это отсутствие квалифицированного персонала, возможности его переподготовки на устойчивой основе и, как следствие, даже наличие соответствующего сертификата перестает быть стопроцентной гарантией.

Два года назад в ходе реализации административной реформы в России была образована единая Федеральная служба по аккредитации органов сертификации, испытательных центров (лабораторий) и экспертов. Об основных вопросах, решаемых системой аккредитации в России, в том числе в энергетике, и рассказала нашей газете руководитель Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу.

Унификация требований

– Вера Леонидовна, Росаккредитация была образована совсем недавно. Каковы были цели ее создания?

– Действительно, нам всего два года – совсем детский возраст. При этом весь 2012 год был периодом становления службы: принимались различные нормативные документы, обеспечивающие деятельность новой службы, передавались реестры и документы аккредитованных лиц от более чем восемнадцати структур, ранее осуществлявших данную деятельность, а также реестры деклараций и сертификатов в части обязательной сертификации и декларирования, формировалась сама служба и ее территориальные управления. Важной частью административной реформы стал пересмотр системы аккредитации организаций, подтверждающих соответствие товаров и услуг установленным законодательством требованиям.

Основные цели службы, подчиненной Министерству экономического развития, – унифицировать требования к аккредитации для всех органов сертификации, испытательных лабораторий и экспертов, сосредоточить в одних руках всю работу в области подтверждения соответствия и повысить эффективность контроля за аккредитованными лицами. Это необходимо по нескольким причинам. Прежде всего, предыдущая система явно была недостаточно прозрачна и отлажена. Как результат – изобилие «липовых» сертификатов и некачественных товаров, и не только в магазинах. Нередко страдали и представители бизнеса в ряде отраслей, ведь некоторые недобросовестные организации буквально монополизировали выдачу сертификатов и навязывали бизнесменам свои правила игры.

– Получается, что государство вновь усложнило правила игры?

– На первый взгляд, все усложнилось. Ведь раньше было всего пять критериев аккредитации для органов сертификации и шесть – для испытательных лабораторий. Теперь же их шестьдесят пять и девяносто четыре, соответственно. Но на самом деле все стало гораздо проще. Важно, что сегодня аккредитацией занимается одна служба! Важно, что требования одинаковы для всех аккредитуемых лиц вне зависимости от того, в какой отрасли они работают: в энергетике, пищевой промышленности, машиностроении и т. д.

Кроме того, прозрачная система аккредитации была одним из требований ВТО, в которую недавно вошла наша страна, и одним из действенных результатов создания единого экономического пространства в Таможенном союзе. У зарубежных партнеров постоянно возникают вопросы относительно наших сертификатов. Иногда российские производители вынуждены проходить аккредитацию еще и на зарубежных площадках, чтобы выйти на международный рынок. Разумеется, нам необходима своя система, но признанная во всех странах – участницах ВТО. И переговоры об этом уже идут полным ходом. В наших планах уже через пять лет получить международное признание созданной в России системы аккредитации.

От котлет до ракет

– Как осуществлялся процесс аккредитации до образования вашей службы и чем была плоха предыдущая система? 

– До 2011 года никакой единой службы не было. Аккредитация оставалась епархией различных министерств, ведомств, в зависимости от отрасли. Это усугублялось разрастающейся системой добровольной сертификации. Роспотребнадзор, МЧС, Сельхознадзор, Росстандарт – всего около восемнадцати различных ведомств, в составе которых действовали структуры, занимающиеся аккредитацией. Каждая из них разрабатывала свои правила и требования к аккредитуемым лицам, свои механизмы.

При этом даже в рамках одного органа могло уживаться сразу несколько систем. Так, Росстандарт занимался сразу четырьмя системами аккредитации: ГОСТ Р, СААЛ, метрологической системой и радиационным контролем. Кроме того, не было единого контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в том числе за экспертами, что влекло за собой массу проблем, связанных с компетентностью выданных протоколов и сертификатов.

А теперь представим себе, к примеру, лабораторию, которая занимается оценкой соответствия сразу в нескольких областях: электроэнергетика, пожарная безопасность, машины и оборудование. Такой лаборатории необходимо было пройти три разные аккредитации: в МЧС (касательно пожарной безопасности), в Росстандарте (по машинам и оборудованию) и в Ростехнадзоре (по электроэнергетике). Как уже отмечалось, все ведомства выдвигали разные требования. Да, их насчитывалось всего около пяти, но их формулировки зачастую были настолько размытыми, что не всегда можно было правильно и в короткие сроки оформить заявку или вести бесконечные согласования.

Не стоит также забывать о том, что дело не ограничивается получением аккредитации, – еще нужно пройти подтверждение компетенции или, проще говоря, проверки. Соответственно, каждое ведомство осуществляет свой собственный контроль над организациями, которые оно аккредитовало. Теперь же все это сосредоточено в нашей службе. И наши компетенции простираются «от котлет до ракет», как часто шутят мои коллеги. То есть мы аккредитуем все органы по сертификации и испытательные лаборатории, в какой бы сфере они ни работали, и ко всем предъявляем одинаковые требования. Что касается подтверждения соответствия, то это тоже теперь наша функция. Первый контроль проводится после года работы, затем – после двух лет и, наконец, после пяти лет, когда наступает время получать новый аттестат аккредитации.

– А что стало со структурами, которые занимались аккредитацией до образования вашей службы? Остались ли действительными выданные ими аттестаты об аккредитации?

– Конечно же, все аттестаты аккредитации, действовавшие на момент создания нашей службы, остаются действительными. Идет планомерный процесс доаккредитации в связи с вступлением в действие Технических регламентов Таможенного союза, процесс первичной аккредитации и аккредитации на новый срок, и в этом случае органы по сертификации и испытательные лаборатории получают новые документы об аккредитации. Структурные подразделения, занимавшиеся аккредитацией во всех других службах, были сокращены.

Энергетика: «административный вакуум»

– Вера Леонидовна, не могли бы вы подробнее обрисовать ситуацию с аккредитацией в энергетической сфере? Каковы основные «камни преткновения» и есть ли изменения к лучшему? 

– С энергетикой все, как всегда, очень непросто. В настоящее время в энергетике, если брать все области, которые можно так назвать, отсутствуют Технические регламенты, все еще большая часть вопросов описывается ГОСТ Р. В настоящее время вступили в действие (с февраля 2013 года) Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» и «Электромагнитная совместимость технических средств», а также «О безопасности машин и оборудования» В планах разработки на 2013 год – Технические регламенты Таможенного союза «О требованиях к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии» и «О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств». Разработка остальных Технических регламентов отнесена на неопределенный срок.

Можно сказать, что эта отрасль оказалась в своеобразном «административном вакууме». Если раньше все технические регламенты, разрешения, распоряжения находились в юрисдикции РАО ЕЭС, то после закрытия монополии началась неразбериха. Ведь ни Минпром, ни Минэнерго не приняли на себя все эти функции. В результате все наработки, имевшиеся к 2007 году, так и остались невостребованными. А к настоящему моменту они и вовсе устарели, поскольку ситуация в энергетике меняется «со скоростью света». Принципиально новые технологии, инновационное оборудование – все это требует других подходов.

И сейчас писать новые технические регламенты попросту некому, ведь многие помнят, как целые институты прекращали свое существование в смутные девяностые. Увольняли целыми этажами. Достаточно вспомнить Институт высокого напряжения.

– Будет ли Росаккредитация разрабатывать правила игры в энергетике и решать все эти проблемы?

– Что касается правил игры и регламентов, то это остается прерогативой Росстандарта. Однако эта тема заслуживает отдельного разговора.

Мы же должны следить за тем, чтобы занимающиеся сертификацией органы и испытательные лаборатории соответствовали всем предъявляемым законами требованиям, имели квалифицированный штат и добросовестно выполняли свою работу. К сожалению, нередко персонал таких организаций не способен подготовить грамотные заключения из‑за отсутствия опыта и квалификации, да что скрывать – и заказываемых работ.

Кстати, еще одно существенное изменение в рамках реформы – это перераспределение полномочий и функций между испытательными лабораториями и органами сертификации. Если раньше лидерами в этом тандеме были лаборатории, то сейчас все наоборот. Органы по сертификации ставят задачи лабораториям, делают заключения на основе полученных данных. Поэтому оценка квалификации сотрудников органов по сертификации также относится к нашим первостепенным задачам.

Между Росаккредитацией и Минэнерго заключено соглашение о взаимных действиях, в рамках которого мы ведем работу с различными отраслевыми сообществами, ассоциациями. Ведь на рынке должно появляться как можно больше организаций, способных разрабатывать требования, касающиеся энергетики, и осуществлять контроль соответствия этим требованиям. Кроме того, ведется совместная работа с Ростехнадзором. В частности, в рамках подготовки технических инспекторов Ростехнадзора были проведены занятия, в ходе которых их знакомили с нашей службой, с новыми документами, с вопросами взаимодействия в работе.

Семь раз проверь, один – купи

– Вера Леонидовна, а как часто вам приходилось уличать органы сертификации или лаборатории в выдаче недобросовестных сертификатов, касающихся именно энергетики? 

– В целом ситуация по Северо-Западу в этом отношении очень даже неплохая. Конечно же, ошибок и нарушений при выдаче сертификатов и проведении процедур декларирования, в том числе по энергетической части, допускается немало. Но, как правило, делается это непреднамеренно, а, скорее, по незнанию в связи с изменяющимися условиями работы. Разумеется, это тоже не очень хорошо, и снова встает вопрос квалификации и ответственности сотрудников органов по сертификации и испытательных лабораторий, их переподготовки.

К счастью, случаев вопиющих сознательных нарушений в области энергетики пока на территории Северо-Западного федерального округа выявлено не было. Очень радует позиция тех, кто пользуется услугами органов по сертификации и испытательных лабораторий. Так, например, был запрос от одной крупной ГРЭС, расположенной в Ленинградской области. Для сотрудников объекта закупили большую партию спецодежды (электрозащитные костюмы) на огромную сумму. Вспоминается народная мудрость: семь раз отмерь, один – отрежь. Принимая работу поставщика, заказчик обратился в территориальное управление Росаккредитации с вопросом о достоверности сертификатов и протоколов испытаний. И что же? Нами было выявлено, что сертификаты, предъявленные поставщиком, и протоколы испытаний к ним нелегитимны, попросту их не оказалось в реестрах. Заказчик выставил поставщику условие о повторном проведении сертификации продукции – ведь речь шла не просто о предметах гардероба, а о «защитной броне», которая должна спасти жизнь людей. Мы готовы оперативно реагировать на запросы потребителей, предоставлять информацию по органам по сертификации и испытательным лабораториям, сертификатам и декларациям.

СПРАВКА

Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) была образована в 2011 году в соответствии с указом президента Российской Федерации от 24 января 2011 года № 86 «О единой национальной системе аккредитации», а также постановлением правительства РФ от 17 октября 2011 года № 845 «О Федеральной службе по аккредитации». 

Росаккредитация – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, подчиненный Министерству экономического развития. Создание службы стало главной частью реформы системы аккредитации в России, глобальная цель которой – выстроить гармоничные отношения в цепочке «власть – бизнес – потребитель». От работы органов по сертификации напрямую зависит качество и безопасность товаров и услуг. Кроме того, прозрачная система аккредитации является неотъемлемым требованием ВТО. 

Работа службы направлена на формирование рынка добросовестных организаций, подтверждающих соответствие товаров установленным требованиям.

Росаккредитация осуществляет функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, а также по формированию единой национальной системы. Кроме того, в обязанности службы входит контроль за деятельностью аккредитованных лиц. Служба аккредитует в установленной сфере деятельности органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право проведения работ и оказания услуг в области единства измерений, ведет реестры аккредитованных лиц, деклараций о соответствии, сертификатов соответствия.

К настоящему времени начали свою деятельность территориальные управления по Центральному, Приволжскому, Сибирскому, Северо-Западному, Дальневосточному и Южному федеральным округам. В январе 2013 года в Санкт-Петербурге было создано Управление Росаккредитации по Северо-Западному федеральному округу, руководителем которого назначена Вера Гришина. Управление осуществляет плановые и внеплановые документарные и выездные проверки. Для организаций инспекционный контроль проводится по истечении первого года с момента аккредитации и каждый второй год после нее. Вскоре к Управлению перейдут функции по выдаче заявителям бланков сертификатов, а также полномочия в рамках постановления правительства от 20 августа 2009 года «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю».


Начало активности (дата): 26.11.2013 01:20:30

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений