Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Статьи

Где продолжится бум солнечной энергетики

19 Авг 2013

Демпинг китайских производителей солнечных батарей погубил десятки их конкурентов в ЕС и США. Выжить смогли только те, кто вовремя изменил концепцию бизнеса.

Из-за резкого снижения стоимости солнечных панелей многие их про­изводители оказались в сложном положении. Китайский демпинг сильно изменил правила игры на рынке возобновляемой энергетики. Многие компании и в Европе, и в Северной Америке в конце 2011-го — начале 2012 года обанкротились или были вынуждены продаться более удачливым конкурентам. Основная борьба за рынок панелей развернулась на Европейском конти­ненте.

"Когда Германия отказалась от атомной энергетики, а это 22% от ее потребностей, все это нужно было восполнить", — объясняет Лэйн Мессон из компании Denali Software.

По его подсчетам, в 2010-2011 годах в ЕС было почти пять свободных гигаватт для покрытия солнечной энергией. Большую часть из них "освоили" китайские компании — в основном за счет низких цен. Стоимость панелей с 2 евро за ватт установленной мощ­ности в 2010 году упала до 0,6 евро к началу 2013-го. И значительная часть европейских производителей поняли, что заниматься этим бизне­сом не стоит.

В конце прошлого года корпорация Siemens заявила, что собирается в ближайшее время про­дать свой бизнес по выпуску панелей, поскольку в 2011 году он принес ей 150 млн. евро убытков. Производство в Германии была вынуждена свернуть американская First Solar. Обанкроти­лись немецкие Solon, Solar, Millenium, Solarhybrid и Q-Cells.

Иначе обстоят дела в Новом Свете. Тут тоже не обошлось без закрытий: к примеру, о банкротстве объявила компания Solyndra — ей не помог­ла даже финансовая поддержка со стороны Белого дома в размере $533 млн. А мощности крупнейшего в США производителя солнечных модулей First Solar в 2011-2012 годах были загружены лишь на четверть.

Тем не менее First Solar смогла удер­жаться на плаву: в компании сумели оптимизировать технологический процесс, диверсифицировали бизнес и из чистого производителя переш­ли в статус девелопера солнечных электростанций. Те компании, кото­рые последовали по пути First Solar, смогли выжить и развиваться.

В данной ситуации интересна исто­рия компании SolarCity, созданной в 2006 году, которая, как правило, не продает солнечные батареи, а предо­ставляет их в долгосрочный — до 20 лет — лизинг, работая в основном с небольшими частными хозяйствами, не всегда готовыми выложить всю сумму за солнечную электростан­цию.

Главная особенность бизнеса SolarCity состоит в том, что лизинго­вые платежи получаются ниже счетов за электричество. Таким образом, потребитель, не вкладывая ни копей­ки, за срок в 20 лет получает экономию на счетах за электричество в размере $6-15 тыс. Неудивительно, что в про­шлом году компания обслуживала нового клиента каждые пять минут — очередь на подключение составляла от четырех до семи месяцев.

Кроме частных хозяйств, SolarCity работает с промышленными и государствен­ными структурами. К примеру, сол­нечные батареи были установлены почти на 6,5 тыс. домов служащих ВМФ США, расширяется сотрудниче­ство с Walmart, еВау, Intel и другими крупными корпорациями. А в рамках партнерства с Tesla Motors (у обеих компаний один и тот же руководитель и акционер — известный миллиардер Элон Маек, создатель РауРаl, SрасеХ и др.)

SolarCitу строит солнечные заправки, на которых потребитель может бесплатно подзарядить свой автомобиль. В 2012 году компания с целью привлечения инвестиций в дальнейшее развитие вышла на IРО. Только за первый день торгов 13 дека­бря прошлого года стоимость ее акций выросла на 47%. Всего же за менее чем полгода торгов стоимость компании увеличилась более чем в 5,5 раза.

Пример SolarCitу — один из самых показательных, но далеко не един­ственный. На демпинговом рынке солнечных батарей смогли заработать и увеличить свою капитализацию SunPower Corporation из Калифорнии и Саnadian Solar из Онтарио. В том числе используя дешевые китайские панели. Инвесторы позитивно оценивают шансы других лидеров рынка сол­нечной энергетики.

Во всяком случае котировки их акций за последние полгода, после того как произошла перестановка сил на рынке солнечной энергетики Северной Америки, вырос­ли в 2-4 раза. При этом вкладывают в отрасль как небольшие, так и очень крупные инвесторы.

Так, помимо Элона Маска, о своих инвестициях в солнечную энергетику объявили Уоррен Баффет (солнечные электро­станции от First Solar), Google (инвестиции в размере $168 в крупнейшую в мире солнечную электростанцию), АррLе и другие корпорации. И это неудивительно. Если верить прогнозам Европейской ассоциации фотоэлектрической промышленности (ЕРIА), через три года объем генерации по сравнению с нынешними показа­телями как минимум удвоится. При этом там ожидают роста как раз в тех странах, где сегодня солнечная энерге­тика развита слабо.

"С большой долей вероятности самый крупный прирост мощностей произойдет в этом году в Китае, на втором месте окажется Япония, на третьем — США", — пред­сказывает президент ЕРIА Винфрид Хоффман. Другими словами, бум солнечной энергетики продолжится в "молодых", с точки зрения развития этой отрасли, странах. И именно там стоит ждать роста компаний, обе­спечивающих этот бум.

Источник: Odessa Daily

Начало активности (дата): 19.08.2013 09:49:29

← Возврат к списку


Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений