Какие требования установлены применительно к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений в актах технического регулирования Российской Федерации?
В рамках формирования системы технических требований к зданиям, строениям, сооружениям был принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ). Одна из целей Закона № 384-ФЗ – обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. При этом в Законе № 384-ФЗ предусмотрено только общее правило, согласно которому здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Согласно перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р, в качестве одного из соответствующих актов технического регулирования определен СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (разделы 4 - 12; приложения В, Г, Д), который принято считать ключевым актом в области установления требований по рациональному использованию тепловой энергии в зданиях. Остальные разделы и приложения СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 1 июля 2010 года № 2079 могут применяться для обеспечения соблюдения требований Закона № 384-ФЗ на добровольной основе.
Какие требования установлены применительно к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений в законодательстве об энергосбережении и повышении энергетической эффективности?
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона № 261-ФЗ установление требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. При этом речь идет обо всех типах зданий, строений, сооружений, включая объекты жилищного фонда, объекты промышленного и коммерческого секторов.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 261-ФЗ такие требования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 (далее – Правила установления требований).
Согласно пункту 2 Правил установления требований соответствующие требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами. Таким образом, единственным этапом жизненного цикла зданий, строений, сооружений, на который соответствующие требования не распространяются, является утилизация, включая снос данных объектов, захоронение, вторичное использование материалов.
Законом № 261-ФЗ и Правилами установления требований определены ключевые структурные элементы, которые должны содержаться в требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Пунктом 7 Правил установления требований определено, что к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:
- нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей;- показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 14 Правил установления требований определение требований энергетической эффективности осуществляется путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности.
При этом после установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 года (на период 2011 - 2015 гг.) - не менее чем на 15 % по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 года (на период 2016 - 2020 гг.) - не менее чем на 30 % по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 года - не менее чем на 40 % по отношению к базовому уровню.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений является Минрегион России.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 Минрегиону России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации было поручено утвердить в 3-месячный срок требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Соответствующий проект приказа Минрегиона России пережил уже несколько редакций, однако до сих пор не был зарегистрирован Минюстом России и, как следствие, не вступил в силу.
Как промаркированы товары по энергоэффективности? Как понять, что данный товар относится к энергосберегающей категории?
Производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:
1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года;
2) иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 426-ФЗ).
Каким образом осуществляется включение в государственную информационную систему в области энергосбережения согласно Постановлению Правительства РФ от 25 января 2011 г. №20? Что для этого требуется?
В соответствии с постановлением правительства РФ от 25 января 2011 г. №20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», данные отправляются непосредственно в Минэнерго РФ на диске с электронной подписью, по установленным в указанном выше постановлении формам.
Что такое ресурсосберегающие мероприятия?
Ресурсосберегающее мероприятие (РСМ) – комплекс мер, направленных на повышение энергоэффективности и сбережение энергетических ресурсов на объектах.
К РСМ относятся:
Одним из инструментов реализации ресурсосберегающих мероприятий на предприятии является энергосервсиный контракт.
В настоящее время в Российской Федерации основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, является Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 261-ФЗ).
Закон № 261-ФЗ пришел на смену ранее действовавшему Федеральному закону от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении» и положил начало формированию новой системы государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Во исполнение Закона № 261-ФЗ разработано и принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности также состоит из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень основных нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующих отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представлен в Приложении № 1.