В соответствие с пунктом 8 статьи 2 Закона № 261-ФЗ под энергосервисным договором (контрактом) понимается договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Следует обратить внимание, что законодательная формулировка «осуществление исполнителем действий» предполагает, что энергосервисный договор относится к договорам оказания услуг.
В мировой практике энергосервиса существуют различные основные модели энергосервисного договора(контракта), в частности:
1) разделение дохода от экономии (shared savings);
3) гарантированная экономия (guaranteed savings)
2) быстрая окупаемость (first-out);
4) контракты полного обслуживания (chauffage);
5) консалтинг с вознаграждением за экономию (success fee).
Формулировки энергосервисного договора (контракта), предусмотренные Законом № 261-ФЗ, с одной стороны не позволяют однозначно определить какой модели отдано предпочтение в России, с другой стороны это позволяет сторонам договорных отношений самостоятельно определить условия заключаемого энергосервисного договора, руководствуясь принципами свободы договора, личного интереса и иными нормами действующего законодательства.
Обязательными условиями договора являются:
1) условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
2) условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта);
3) иные обязательные условия, установленные законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 20, 21 Закона № 261-ФЗ предусмотрено три специальных вида энергосервисных договоров (контрактов), для которых устанавливается специальное правовое регулирование:
1) государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
2) энергосервисные договоры (контракты), направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества;
3) договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного договора (контракта).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» утверждены требования к условиям контракта на энергосервис и детализированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис.