Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Горячая линия

  • Имеет ли право ресурсоснабжающая организация отказывать мне в установке индивидуального прибора учёта электроэнергии, ссылаясь на п. 9, ст. 13, ФЗ-№261 (договор снабжения заключён с управляющей компанией)? Действительно ли установка индивидуального прибора учёта электроэнергии может быть обязанностью только управляющей компании?
    В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон) деятельностью по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, занимаются организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
    Те же организации осуществляют в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований Федерального закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
    Как следует из Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861, в настоящее время организациями, в ведении которых находятся сети инженерно-технического обеспечения, непосредственно присоединеные к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами используемых энергетических ресурсов, являются сетевые организации. Сетевые организации определяются в п. 2 названных Правилах как организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
    Кроме того, п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено, что в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
    Таким образом, положения частей 9, 12 ст. 13 Федерального закона, рассмотренные в совокупности с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. №861, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», позволяют сделать вывод, что после 1 июля 2012 г. сетевые организации обязаны в отношении многоквартирных домов и помещений в них: 
    осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учёта используемой электрической энергии;
    совершать действия по оснащению индивидуальными и коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии в случаях, когда многоквартирные дома и помещения в них в нарушение требований ст. 13 Федерального закона не были оснащены такими приборами учета в установленный срок.
    Соответственно, гарантирующий поставщик вправе перенаправить заявки на заключение договоров, регулирующих условия установки индивидуальных приборов использования электрической энергии, включая предоставление рассрочки, в сетевую организацию. При этом в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона сетевая организация не вправе отказывать обратившимся к ним лицам в заключении такого договора.
  • Как получить данные о потреблённых ресурсах бюджетным учреждением за 2009-2010гг., если энергообследование было проведено только в этом году? 
    Данные о потреблённых ресурсах за предыдущие периоды Вы можете получить на основании оплаченных квитанций за потреблённые энергоресурсы в предыдущие годы.
  • В муниципальное здание подвозят воду машинами. Заключен соответствующий договор. Необходимо ли в данном случае устанавливать счетчики по учету потребленной воды?
    Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного (в данном случае) водоснабжения. При подвозе воды автомобилем к дому её учёт не требуется.
  • Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд?
    За нарушение установленного требования государственными и муниципальными заказчиками установлена административная ответственность в соответствии с частью 11 статьи 9.16 КоАП, согласно которой размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
    Согласно статье 23.66 КоАП дела об указанных выше административных правонарушениях (за исключением сферы государственного оборонного заказа и государственной тайны) рассматривают органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, в том числе ФАС России.
    Практический мониторинг и контроль за соблюдением требований энергетической эффективности в сфере государственных и муниципальных закупок осложнен тем, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения сведений о размещении заказов и в едином реестре государственных и муниципальных контрактов отсутствуют специальные поля, в которых отражались бы соответствующие требования. В этой связи для мониторинга и контроля их соблюдения необходимо исследовать конкурсную, аукционную и иную документацию размещения заказа.
  • Орган местного самоуправления планирует разместить заказ на поставку ряда бытовых энергопотребляющих устройств для обеспечения текущей деятельности. Каким минимальным классом энергетической эффективности должны обладать соответствующие устройства? 

    Согласно части 2 статьи 26 Закона № 261-ФЗ Правительству Российской Федерации было предоставлено право утвердить в составе Правил установления требований энергетической эффективности первоочередные требования энергетической эффективности. К таким первоочередным требованиям относится в частности для бытовых энергопотребляющих устройств, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минпромторгом России) определены классы энергетической эффективности, – наличие класса энергетической эффективности не ниже первых двух наивысших классов.
    Однако в требованиях энергетической эффективности, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 9 марта 2011 года № 88, на государственных и муниципальных заказчиков были возложены более жесткие обязанности. В соответствии с данными требованиями:
    1. До 1 января 2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, указанные в приложении № 1 к приказу Минпромторга России от 7 сентября 2010 года № 769, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «B».
    2. С 1 января 2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса «A».
    В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности в число товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, включаются товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, за исключением бытовых энергопотребляющих устройств. В этой связи приказ Минэкономразвития России от 9 марта 2011 года № 88 не распространяется на бытовые энергопотребляющие устройства.
    При этом согласно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1221 Минэкономразвития России по согласованию с Минпромторгом России, Минэнерго России и ФАС России было поручено установить до 1 июля 2011 года требования энергетической эффективности в отношении товаров, предусмотренных приложением к Правилам установления требований энергетической эффективности. Товары, приведенные в приложении к данным Правилам, включают большую номенклатуру бытовых энергопотребляющих устройств. Однако акт Минэкономразвития России, которым бы устанавливались требования энергетической эффективности в отношении таких товаров, пока не принят.
    В этой связи в настоящее время при размещении заказа на поставку ряда бытовых энергопотребляющих устройств для государственных или муниципальных нужд следует руководствоваться положениями части 2 статьи 26 Закона № 261-ФЗ.
  • Установлены ли какие-либо требования энергетической эффективности в отношении товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд?
    В соответствии с пунктом 8 статьи 9 Закона № 261-ФЗ установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд является составной частью государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данные меры государственного регулирования появились только после вступления в силу Закона № 261-ФЗ и являются для Российской Федерации новыми.
    В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона № 261-ФЗ государственные или муниципальные заказчики, органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд, обязаны размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг. Законом определено, что требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким уполномоченным органом в настоящее время является Минэкономразвития России в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437, с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года № 67. 
    Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд (далее – Правила установления требований энергетической эффективности) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года № 1221.
    На сегодняшний день принято только два акта Минэкономразвития России, содержащих соответствующие требования:
    приказ Минэкономразвития России от 4 июня 2010 года № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений»;
    приказ Минэкономразвития России от 9 марта 2011 года № 88 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности».
    Запрет на размещение заказов на поставки определенных видов товаров, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов, содержится непосредственно в Законе № 261-ФЗ. В соответствии с частью 8 статьи 10 Закона № 261-ФЗ с 1 января 2011 года не допускается размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. При этом в отличие от обычного гражданского оборота законодатель не сделал изъятий для государственных и муниципальных заказчиков в случае закупки электрических ламп накаливания мощностью менее 100 Вт. Таким образом в государственном и муниципальном секторе любые лампы накаливания стали вне закона. 
  • Что необходимо для предоставления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 20 в электронном виде?
    В соответствии с Правилами представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 20, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют информацию для включения в государственную информационную систему в форме электронного документа, подготовленного с использованием программных средств государственной информационной системы. Электронный документ должен быть подписан электронной цифровой подписью уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и направлен оператору государственной информационной системы с использованием программных средств государственной информационной системы.
    При этом обращаем внимание, что в связи с вступлением с 1 июля 2012 года в силу Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» Федеральный закон от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 111 «Об электронной подписи, используемой органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при организации электронного взаимодействия между собой, о порядке ее использования, а также об установлении требований к обеспечению совместимости средств электронной подписи» при осуществлении межведомственного взаимодействия между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти в электронном виде следует использовать только усиленную квалифицированную электронную подпись. 
  • Каким образом осуществляется подключение к государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности?
    В соответствии со статьей 23 Закона № 261-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 20 «Об утверждении правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» письмом Минэнерго России от 22 декабря 2011 года № ДА-12660/02 до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления доведены «Методические рекомендации по регистрации и подключению пользователей к государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». 
    По всем вопросам, связанным с регистрацией и подключением пользователей к государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, можно обращаться по телефону горячей линии службы технической поддержки: 8-800-100-0391 или по электронному адресу: help@gisee.ru.
  • Что представляет собой государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности?
    В соответствии со статьей 23 Закона № 261-ФЗ государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создается и функционирует в целях предоставления информации всем заинтересованным лицам.
    Официальный адрес государственной информационной системы в сети Интернет: http://www.gisee.ru/. Государственная информационная система содержит актуальную информацию о требованиях законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о ходе реализации его положений, объективные данные об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей) и о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
    Создание государственной информационной системы и условий для ее функционирования осуществляется уполномоченным оператором – Министерством энергетики Российской Федерации в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 года № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования».
  • Какие требования к органам государственной власти и органами местного самоуправления по информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности предусмотрены в законодательстве?
    В соответствии со статьей 22 Закона № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться на регулярной основе различными информационно-просветительскими способами с использованием всего спектра инструментов доведения информации от средств массовой информации до Интернета. 
    В основе информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности лежит создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Информационное обеспечение также охватывает проведение тематических теле- и радиопередач, программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация выставок объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, информирование о лучших практиках энергосбережения. 
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить регулярное распространение информации об установленных Законом № 261-ФЗ правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, и об иных требованиях Закона № 261-ФЗ, а также социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 
    Информационное обеспечение, как правило, требует определенных организационных и финансовых вложений, которые не могут быть покрыты в рамках текущего финансирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. В этой связи реализация данных мероприятий осуществляется в соответствии с Государственной программой, а также региональными и муниципальными программами энергосбережения и повышения энергетической эффективности с обеспечением финансирования из бюджетов соответствующего уровня. 
    Кроме того, к информационному обеспечению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности законодатель относит также включение в образовательные программы курсов по основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Предусмотрены ли требования об обязательном проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах? 
    Законом № 261-ФЗ предусмотрены требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по проведению данных мероприятий возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома – управляющая организация, товарищество собственников жилья, иное объединение граждан в жилищной сфере, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме. Эти мероприятия должны быть включены в утвержденный общим собранием собственников помещений перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
    Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации. Принципы формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2010 года № 646. В качестве примера соответствующего акта субъекта Российской Федерации можно привести постановление Правительства Московской области от 15 декабря 2010 года № 1108/57 «Об утверждении Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Московской области».
    Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.
    Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждена приказом Минрегиона России от 2 сентября 2010 года № 394. 
    Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
    Кроме того, в отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения.
  • На основании какой методики или нормативных документов проводится расчет эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в частности утепления ограждающей конструкции в административном здании?
    Официальных специализированных методик или нормативных правовых документов, которыми был бы установлен порядок расчета эффективности мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, до настоящего времени не утверждено. Для осуществления данных расчетов могут быть использованы различные методики, приведенные в научной и справочной литературе.
    В то же время, для оценки экономической эффективности мероприятий по энергосбережению можно воспользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21 июня 1999 года № ВК 477.
  • Какими полномочиями обладают субъекты Российской Федерации в области маркировки энергетической эффективности?
    В соответствии со статьей 6 Закона № 261-ФЗ определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности и правила нанесения такой информации отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и не входят в сферу компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
    При этом в соответствии со статьей 4 Закона № 184-ФЗ) законодательство о техническом регулировании состоит только из актов федерального законодательства. Утверждение технических регламентов и документов в области стандартизации также не входит в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 
    В то же время в соответствии с частью 2 статьи 9 и частью 2 статьи 16 Закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут выступать разработчиками технических регламентов и национальных стандартов. Актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации также могут быть утверждены рекомендации в отношении применения маркировки энергетической эффективности, не имеющие обязательного характера. 
    Кроме того, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обладающими правами юридических лиц, в соответствии с частью 2 статьи 21 Закона № 184-ФЗ может быть создана система добровольной сертификации. Примером такой системы, в частности является Московская система добровольной сертификации «Энергоэффективная бытовая техника». 
    Согласно ст. 7 Закона № 261-ФЗ в состав полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации входит координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации. В рамках данных полномочий, в частности, могут быть установлены дополнительные требования к энергетической эффективности оборудования, приобретаемого соответствующими организациями.
    Поэтому субъекты Российской Федерации обладает достаточными полномочиями для внедрения маркировки энергетической эффективности. Данные полномочия могут быть реализованы, в частности, по следующим направлениям:
    – разработка рекомендаций в отношении энергетических характеристик инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств, в том числе закупаемых для государственных нужд;
    – участие в разработке актов технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в области применения маркировки энергетической эффективности;
    – включение в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности мероприятий, направленных на приобретение инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств высоких классов энергетической эффективности;
    – осуществление пропаганды и популяризации маркировки энергетической эффективности в составе информационного обеспечения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
    – содействие разработке добровольных систем сертификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и применения маркировки энергетической эффективности;
    – проведение конкурсов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности среди производителей инженерного оборудования зданий и бытовых энергопотребляющих устройств в целях стимулирования использования маркировки энергетической эффективности;
    – осуществление мониторинга хода выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров, включая мониторинг применения маркировки энергетической эффективности инженерного оборудования зданий и бытовых электроприборов.
  • Применима ли статья 48 Федерального закона №261 к многоквартирным домам, т.к. данный закон разделяет объекты на многоквартирные дома и здания, строения и сооружения?
    Понятие «многоквартирный дом» входит в понятие «здания, строения, сооружения». Некоторые нормы ФЗ-261, в которых понятие многоквартирного дома обозначено отдельно, устанавливают дополнительные требования к данному типу зданий. В упомянутой Вами статье 48 ФЗ-261 речь идет об общих требованиях ко всем зданиям, строениям и сооружениям, с учетом исключений, упомянутых в части пятой статьи 11 ФЗ-261. Соответственно, положения ст. 48 ФЗ-261 распространяются и на многоквартирные дома, являющиеся частью общего фонда зданий, строений и сооружений. 
  • После проверки нашей котельной Ростехнадзором, мы получили предписание установить приборы учёта. Но совокупное потребление наших абонентов составляет менее 0,2 Гкал. Как быть в данной ситуации?

    Как видно, возникла спорная ситуация. Если Вы считаете действия должностных лиц (специалистов) Ростехнадзора, решения, принятые ими в ходе осуществления государственного контроля не соответствующими требованиями действующих нормативных правовых актов, то они могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.

    Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица Центрального аппарата Ростехнадзора или территориального органа Ростехнадзора, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции предусмотрен в частности в Административном регламенте по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, утвержденном приказом Ростехнадзора от 12 декабря 2011 года № 697.
  • Обязан ли я платить за опломбирование индивидуального прибора учета используемых энергетических ресурсов? 
    После установки прибора учёта, его необходимо зарегистрировать в управляющей компании. Данное действие подразумевает под собой пломбирование и съем первоначальных показаний. Управляющая компания не имеет права принимать показания с незарегистрированных (установленных самостоятельно или сторонними организациями) и не опломбированных приборов учёта. Поскольку, данная услуга не относится к коммунальным, то она является дополнительной и оплачивается собственником помещения в многоквартирном доме. 
  • Согласно каким нормативным актам энергосберегающее оборудование (солнечные панели, теплогенераторы) должно подлежать обязательной сертификации?

    Обязательной сертификации подлежат товары, произведённые на территории РФ, перечень которых регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный перечень находится в открытых источниках.

    Кроме того, для уточнения необходимости сертификации конкретного изделия, произведенного на территории РФ, вы можете обратиться с запросом в аккредитованный сертифицирующий орган. 

  • В каком нормативном правовом акте предусмотрено обязательное использование тепловизоров при проведении энергетического обследования? 

    Законом № 261-ФЗ не регламентируется применение тепловизоров при проведении энергетического обследования. Однако получение некоторых данных для заполнения энергетического паспорта требует проведения неразрушающего обследования (например, тепловизионного). К тому же, саморегулируемые организации в области энергетического обследования вправе сама устанавливать требования к приборному парку своих членов, необходимому для проведения энергетического обследования. 

  • Какими документами необходимо руководствоваться при выполнении пункта 27.1 раздела 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235?


    При разработке раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», кроме требований можно руководствоваться, в частности, следующими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами:

    - постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»;

    - СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;

    - СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий».

    Ключевую роль при обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должен играть приказ Минрегиона России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который пока не зарегистрирован в Минюсте России и не вступил в силу.

    При разработке проектной документации на объекты капитального строительства также можно использовать строительные нормы субъектов Российской Федерации, например, для Санкт-Петербурга - ТСН 23-340-2003 «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите».

    В то же время в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. В этой связи, полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.

    Как было отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 78-ГО7-32 по делу по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30 июня 2003 года

    № 1551-р «Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите» (ТСН 23-340-2003 Санкт-Петербург) по кассационной жалобе представителя Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2007 года, которым заявление прокурора было удовлетворено, судом (первой инстанции) правильно отмечено, что территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга являются по существу стандартами по проектированию и строительству. В то же время в силу пункта «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы установления стандартов, в том числе относящихся к строительным нормам и правилам, находятся в ведении Российской Федерации.

    В этой связи судом правильно указано, что в настоящее время соответствующими действующему законодательству являются стандарты по проектированию и строительству, утвержденные Госстроем России в силу полномочий, предоставленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 года № 95, по разработке, принятию и вводу в действие государственных стандартов и инструкций в области строительства и архитектуры. При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

    В некоторых субъектах Российской Федерации, например, в городе Москве, как правило, конфликты такого рода возникают чрезвычайно редко, при этом выводы судов первой и кассационной инстанций не бесспорны. Тем не менее, в настоящее время включение в территориальные строительные нормы требований к энергетической эффективности является уязвимым, как и сами территориальные строительные нормы. 

  • Какие меры предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ в случае, если собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года? 

    До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. 


Товары 1 - 20 из 65
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все
Круглосуточная горячая линия