Орган местного самоуправления планирует разместить заказ на поставку ряда бытовых энергопотребляющих устройств для обеспечения текущей деятельности. Каким минимальным классом энергетической эффективности должны обладать соответствующие устройства?
Как видно, возникла спорная ситуация. Если Вы считаете действия должностных лиц (специалистов) Ростехнадзора, решения, принятые ими в ходе осуществления государственного контроля не соответствующими требованиями действующих нормативных правовых актов, то они могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.
Согласно каким нормативным актам энергосберегающее оборудование (солнечные панели, теплогенераторы) должно подлежать обязательной сертификации?
Обязательной сертификации подлежат товары, произведённые на территории РФ, перечень которых регламентирован Постановлением правительства от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный перечень находится в открытых источниках.
Кроме того, для уточнения необходимости сертификации конкретного изделия, произведенного на территории РФ, вы можете обратиться с запросом в аккредитованный сертифицирующий орган.
В каком нормативном правовом акте предусмотрено обязательное использование тепловизоров при проведении энергетического обследования?
Законом № 261-ФЗ не регламентируется применение тепловизоров при проведении энергетического обследования. Однако получение некоторых данных для заполнения энергетического паспорта требует проведения неразрушающего обследования (например, тепловизионного). К тому же, саморегулируемые организации в области энергетического обследования вправе сама устанавливать требования к приборному парку своих членов, необходимому для проведения энергетического обследования.
Какими документами необходимо руководствоваться при выполнении пункта 27.1 раздела 10.1 «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 235?
При разработке раздела «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов», кроме требований можно руководствоваться, в частности, следующими нормативными правовыми и нормативно-техническими актами:
- постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»;
- СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»;
- СП 23-101-2004 «Проектирование тепловой защиты зданий».
Ключевую роль при обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений должен играть приказ Минрегиона России «Об утверждении требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», который пока не зарегистрирован в Минюсте России и не вступил в силу.
При разработке проектной документации на объекты капитального строительства также можно использовать строительные нормы субъектов Российской Федерации, например, для Санкт-Петербурга - ТСН 23-340-2003 «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите».
В то же время в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. В этой связи, полномочия субъектов Российской Федерации по разработке градостроительных норм и правил действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
Как было отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2007 года № 78-ГО7-32 по делу по заявлению заместителя прокурора Санкт-Петербурга о признании недействующими распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 30 июня 2003 года
№ 1551-р «Об утверждении территориальных строительных норм Санкт-Петербурга «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите» (ТСН 23-340-2003 Санкт-Петербург) по кассационной жалобе представителя Правительства Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2007 года, которым заявление прокурора было удовлетворено, судом (первой инстанции) правильно отмечено, что территориальные строительные нормы Санкт-Петербурга являются по существу стандартами по проектированию и строительству. В то же время в силу пункта «р» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы установления стандартов, в том числе относящихся к строительным нормам и правилам, находятся в ведении Российской Федерации.
В этой связи судом правильно указано, что в настоящее время соответствующими действующему законодательству являются стандарты по проектированию и строительству, утвержденные Госстроем России в силу полномочий, предоставленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 года № 95, по разработке, принятию и вводу в действие государственных стандартов и инструкций в области строительства и архитектуры. При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила решение Санкт-Петербургского городского суда от 30 марта 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Санкт-Петербурга – без удовлетворения.
В некоторых субъектах Российской Федерации, например, в городе Москве, как правило, конфликты такого рода возникают чрезвычайно редко, при этом выводы судов первой и кассационной инстанций не бесспорны. Тем не менее, в настоящее время включение в территориальные строительные нормы требований к энергетической эффективности является уязвимым, как и сами территориальные строительные нормы.
Какие меры предусмотрены Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ в случае, если собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах не обеспечили оснащение таких домов приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года?
До 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Какие организации могут осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов?
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона № 261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Как правило, приборы учета устанавливаются ресурсоснабжающими и специализированными организациями. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации. При этом деятельность по установке приборов учета должна быть предусмотрена в качестве одного из уставных видов деятельности организации. Такие организации должны являться членами саморегулируемых организаций в строительстве и иметь выданное такими саморегулируемыми организациями свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
При этом согласно пункту 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ организации, осуществляющие снабжение или передачу энергетических ресурсов обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Таким образом, поставщики энергетических ресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. При этом до 1 июля 2010 года ресурсоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ требования по организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем 5 киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
В пункте 5 части 5 статьи 11 Закона № 261-ФЗ указано, что требования энергетической эффективности не распространяются на строения, сооружения вспомогательного использования. Что относится к таким вспомогательным объектам? Относятся ли к ним квартиры, занимаемые по договору социального найма?
Определение объекта вспомогательного использования на законодательном уровне отсутствует. В практике вопросы, связанные с такими объектами, решаются исходя из общего смысла законодательства. Одним из критериев для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке, на котором расположен объект капитального строительства, здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные здания, склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения. В общем смысле к подобным сооружениям следует относить такие объекты, которые, выполняют вспомогательную функцию по расположенному на том же земельном участке капитальному объекту и, кроме того, относятся к пониженному уровню ответственности.
Что касается квартир по договору социального найма, то согласно пункту 2 статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме. Между тем квартира – самостоятельный предмет договора социального найма. Из этого следует, что квартира не относится к вспомогательным объектам.
Каковы последствия присвоения многоквартирному дому, того или иного класса энергетической эффективности?
Какие установлены критерии отбора для получения государственных гарантий Российской Федерации на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации?
Правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 года № 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов».
Общими критериями отбора проектов являются:
- не менее 15% полной стоимости проекта должно быть профинансировано принципалом из собственных средств;
- общий объем (доля) государственной поддержки, оказываемой Российской Федерацией и (или) субъектами Российской Федерации принципалу по осуществляемому (финансируемому) им проекту в различных формах не должен превышать 75% полной стоимости проекта, осуществляемого (финансируемого) этим принципалом;
- планируемый объем финансирования проекта за счет обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации облигационных займов и (или) кредитов, привлекаемых на его осуществление, составляет не более 50% полной стоимости проекта.
В отношении проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере жилищно-коммунального хозяйства применяются следующие критерии отбора:
- полная стоимость проекта определяется как сумма капитальных затрат, связанных с созданием, модернизацией или реконструкцией объекта, осуществляемых в рамках реализации проекта, в том числе с момента начала работ по модернизации или реконструкции такого объекта до момента завершения указанных работ, и составляет не менее 500 млн. рублей;
- доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в уставном капитале принципала составляет не более 49%;
- возврат (окупаемость) не менее 80 % общего объема вложенных средств осуществляется в срок не более 7 лет за счет сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды;
- инвестиции осуществляются в реконструкцию и (или) модернизацию существующей инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства либо в полную замену существующей инфраструктуры на энергоэффективную;
- величина возможного сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды в абсолютном выражении и (или) на единицу продукции (товара, работы, услуги), подтвержденная энергетическим паспортом, составленным по результатам энергетического обследования, составляет не менее 15%.
В отношении проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере промышленности применяются следующие критерии отбора:
- полная стоимость проекта определяется как сумма капитальных затрат, связанных с созданием, модернизацией или реконструкцией объекта, осуществляемых в рамках реализации проекта, в том числе с момента начала работ по модернизации или реконструкции такого объекта до момента завершения указанных работ, и составляет не менее 1 млрд. рублей;
- доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований в уставном капитале принципала составляет не более 49 процентов;
- возврат (окупаемость) не менее 50% общего объема вложенных средств осуществляется в срок не более 5 лет за счет сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды в расчете на единицу производимой продукции (товара, работы, услуги);
- инвестиции осуществляются в реконструкцию и (или) модернизацию действующего производства, включая производственные линии, введенные в эксплуатацию не ранее года, предшествующего году участия в отборе инвестиционных проектов и принципалов;
- инвестиции осуществляются в основные активы принципала (включая оборудование и объекты энергетической инфраструктуры), при этом значение балансовой стоимости объекта (объектов) инвестиций на последнюю отчетную дату должно превышать 1% балансовой стоимости всех активов на последнюю отчетную дату или 5% балансовой стоимости внеоборотных активов на последнюю отчетную дату;
- величина возможного сокращения потребления энергетических ресурсов и (или) воды в абсолютном выражении и (или) на единицу продукции, подтвержденная энергетическим паспортом, составленным по результатам энергетического обследования, составляет не менее 10%;
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования обязательно для организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного или иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. рублей за календарный год. По существу в указанной правовой норме предусматривается обязательное энергетическое обследование в отношении юридического лица.
Применительно к рассматриваемому случаю можно указать на три обстоятельства, при наличии которых у управляющей компании возникает обязанность проведения энергетического обследования за отчетный календарный год:
Таким образом, если в отчетный календарный год на отдельные объекты поставлялись энергетические ресурсы, на оплату которых управляющая компания в совокупности затратила свыше 10 млн. рублей, то проведение энергетического обследования такой управляющей компании является обязательным.
Строго говоря, Закон № 261-ФЗ не содержит требований по проведению обязательных энергетических обследований объектов жилищного фонда. Соответствующие требования установлены не в отношении имущества, а в отношении лиц, у которых такое имущество находится на балансе. По факту это означает, что большая часть жилищного фонда выпадает из числа объектов, на которых должны быть проведены обследования. Это связано с тем, что такие требования могут быть прямо применены только к юридическим лицам, у которых на балансе находятся все помещения в многоквартирном доме.
Несмотря на распространившуюся практику, письмом Минрегиона России от 20 декабря 2006 года № 14316-РМ/07 было прямо отмечено, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества и(или) бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации является неправомерным. Поэтому нахождение многоквартирного дома на балансе у юридического лица, которое осуществляет управление многоквартирным домом, никаких прав пользования, владения и распоряжения домом для организации-балансодержателя не создает.
Это означает, что юридические лица, которые осуществляют управление многоквартирными домами, даже если их совокупные затраты на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год, управомочены обеспечить проведение энергетического обследования только на объектах, в отношение которых они обладают вещным правом, и которые часто ограничены административными зданиями и помещениями. В то же время, следует отметить, что нахождение имущества на балансе или наличие вещных прав в отношение данного имущества является всего лишь наиболее распространенными на практике критериями, поскольку законодательство не содержит положений, которыми бы однозначно определялся состав имущества юридического лица, подлежащего обследованию в рамках проведения обязательного энергетического обследования.
Почему в распоряжении Правительства РФ №1830-р от 1 декабря 2009 г. отсутствует раздел по внедрению автоматизированной системы управления инженерным оборудованием (АСУ ИО), который, на наш взгляд, является одним из существенных факторов, обеспечивающим значительное снижение потребления электроэнергии и тепла?
Каков порядок действий при отказе собственников жилых помещений нести расходы на проведение мероприятий по энергосбережению?
Каким образом регламентировано обучение сотрудников, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности?
Согласно части 5 статьи 25 Закона № 261-ФЗ если расходы на покупку энергетических ресурсов в государственном (муниципальном) учреждении составляют более чем 10 млн. рублей в год, из числа работников учреждения должно быть назначено лицо, ответственное за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Требований к обязательному обучению или повышению квалификации лиц, ответственных за проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, действующим законодательством не установлено.
Обучение лиц, ответственных за реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Государственной программой. За период реализации Государственной программы в 2011-2020 гг. в части образовательных мероприятий на подготовку ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности предусмотрено 2270 млн. руб., в том числе 255 млн. руб. на 2012 года.
Какая существует программа, по поддержки регионов, по внедрению энергоэффективности?
Согласно ст. 27, п. 3 Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государство вправе софинансировать расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований по энергосберегающим мероприятиям в виде субсидий.
Правила предоставления таких субсидий определены Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. №746 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
Бюджетные учреждения должны стать флагманами реализации закона об энергоэффективности. К 2015-му году они должны сократить потребление энергоресурсов на 15%. Каким образом можно достичь этих показателей?
По сравнению с зарубежными государствами в России установлены не самые жесткие требования к бюджетной сфере. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях обеспечивается за счет реализации соответствующих организационных и технических мероприятий. В этой связи для каждого бюджетного учреждения важно определить фронт работы в области рационального использования энергетических ресурсов. Этому будет способствовать оснащение приборами учета, проведение обязательного энергетического обследования, разработка и регулярная корректировка программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетного учреждения.
Реализация данных, большей частью организационных мероприятий, позволит определить источники финансирования требуемых технических мероприятий. Кроме бюджетных источников, все большую актуальность приобретает финансирование подобных мероприятий за счет третьих лиц, прежде всего, средств энергосервисных компаний на основании энергосервисного контракта. Как правило, в рамках такого контракта организация-исполнитель осуществляет мероприятия, направленные на снижение энергопотребления у заказчика, а оплату за свои услуги получает за счет сэкономленных средств.
Для России это новый, еще несформировавшийся рынок. В то же время в законодательстве уже предусмотрены отдельные положения, призванные стимулировать развитие энергосервисных услуг в бюджетной сфере. Так Федеральным законом № 261-ФЗ была внесена отдельная глава 71 «Размещение заказом на энергосервис для государственных и муниципальных нужд» в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Также были приняты изменения в ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, позволяющие заключать долгосрочные энергосервисные контракты на срок, превышающий бюджетный год, а также оплачивать энергосервисный контракт по той же статье, что и коммунальные услуги.
В августе 2010 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 636 были утверждены требованиях к условиям контракта на энергосервис и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис. Таким образом, формально в сентябре 2010 года уже можно было бы приступить к оказанию энергосервисных услуг в соответствии с требованиями нового законодательства если и не в области теплоснабжения, то хотя бы в области освещения.
В действительности же развитие энергосервисных услуг серьезно сдерживается из-за отсутствия апробированных методик по расчету экономии энергетических ресурсов при осуществлении энергосервисной деятельности, примерных энергосервисных договоров, а также квалифицированных специалистов и специализированных организаций. Также сказываются проблемы обусловленные длительными сроками и особенностями окупаемости энергосервисных проектов и связанными с этим рисками, которые в частности препятствуют получению доступных кредитных ресурсов.
Как исчислять ежегодное снижение объема потребленных энергетических ресурсов (согласно ч.1 ст. 24 261-ФЗ) в случае увеличения общей мощности оборудования, по причине введения новых мощностей (нового оборудования): в сопоставлении с увеличенной мощностью или в абсолютных показателях?
Расчет объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов должен проводиться в сопоставимых условиях.
Сопоставимые условия - это условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок. (Ст. 40 НК РФ).
Методика определения объема снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях представлена в приказе Министерства экономического развития РФ от 24 октября 2011 г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» регулирует правила снижения объёмов потребляемых ресурсов в сопоставимых условиях.
Какие мероприятия в области энергоэффективности государственное учреждение может произвести своими силами, не привлекая энергосервисную компанию?
В рамках деятельности рабочей группы по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте Российской Федерации проводится работа на пилотных объектах бюджетной сферы. Есть предварительные результаты, которые позволяют выделить основные экономически эффективные мероприятия на объектах бюджетной сферы, где проводятся пилотные проекты.
Ниже приведены некоторые из них. Как правило, наименее затратным является проведения организационных мероприятий и оптимизация режима работы энергопотребляющих устройств.
Например:
Более затратные мероприятия – это замена или установка оборудования.
Так,замена ламп накаливания на энергоэффективные лампы может снизить потребление электрической энергии на освещение в 5-10 раз. Установка датчиков движения в местах общего пользования позволяет также снизить потребление электрической энергии в несколько раз. Оснащение дверей автоматическими доводчиками, установка терморегуляторов на батареи, балансировка системы теплоснабжения, установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления и установка теплового пункта позволит экономить до 20% тепловой энергии.
Все мероприятия перед реализацией требуют оценки их экономической эффективности на каждом конкретном объекте. Для более эффективного проведения мероприятий целесообразно утверждать соответствующий план или программу действий. Кроме того, в бюджетном учреждении должен быть назначен сотрудник, ответственный за организацию мероприятий по энергосбережению.
Какой существует механизм получения в распоряжение бюджетного учреждения сэкономленных денежных средств на оплату энергетических ресурсов сверх установленного минимального значения 3%?
Достигнутая бюджетным учреждением экономия потребленных им ресурсов сверх 3% может быть перенесена на другие статьи расходов бюджетного учреждения. В 2010 и 2011 году для получения в распоряжение экономии, бюджетному учреждению следует обратиться с предложением к своему распорядителю средств бюджета (орган государственной власти или орган местного самоуправления).
Распорядитель средств бюджета должен перераспределить сэкономленные средства между статьями бюджетной сметы. В частности, сэкономленные средства по статье расходов на оплату энергетических ресурсов, должны быть перенесены на иные статьи расходов по предложению бюджетного учреждения (например, на оплату труда).
С 2012 года в связи с изменением статуса бюджетных учреждений механизм получения экономии сверх 3% может быть изменен. В настоящее время готовится соответствующая нормативная база. В связи с этим порядок сохранения сэкономленных средств может быть уточнен после вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов.
Как работает механизм 3% снижения потребления энергетических ресурсов в бюджетном законодательстве?
Каждое бюджетное учреждение, начиная с 2010 года, обязано ежегодно снижать объем потребляемых ресурсов не менее чем на 3% от объема ресурсов, фактически потребленных им в 2009 году. В целом за 5 лет бюджетное учреждение должно снизить объем потребляемых энергетических ресурсов на 15% от уровня 2009 года.
Распорядитель бюджетных средств (орган гос. власти, орган местного самоуправления) с 2011 г. планирует средства на оплату энергетических ресурсов бюджетному учреждению, ежегодно снижая их на 3% от уровня 2009 года. В целом за 5 лет бюджетные ассигнования на оплату энергетических ресурсов должны снизиться на 15% от уровня 2009 года.
Это не означает, что общие расходы бюджетного учреждения должны быть снижены. Снижение производится только по статье на оплату энергетических ресурсов.
Механизм планирования снижения средств на оплату энергетических ресурсов бюджетному учреждению в сопоставимых условиях отражён в Приказе Министерства экономического развития РФ от 24 октября 2011 г. №591 «О порядке определения объемов снижения потребляемых государственным (муниципальным) учреждением ресурсов в сопоставимых условиях» регулирует правила снижения объёмов потребляемых ресурсов в сопоставимых условиях.
Закон устанавливает ряд требований, содержание которых относится к техническому регулированию (требования к зданиям, к обороту продукции, маркировка, утилизация). Для обеспечения связи с законодательством о техническом регулировании предусматривается модель, при которой нормы закона, принятые в его исполнение подзаконные акты, а равно ранее принятые и не противоречащие закону ГОСТы, СНИПы действуют до момента принятия соответствующих технических регламентов.
При этом, если вступивший в силу технический регламент покрывает не все сферы, которые покрывал закон и подзаконные нормативные акты, то в указанных сферах действие норм закона и подзаконных актов в качестве обязательных сохраняется.
Это обеспечивает оперативность принятия требований, отработку их на практике и базу для разработки технических регламентов.
Какие существуют меры тарифной поддержки энергосбережения?
Государственная поддержка путем тарифного (ценового) стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляться в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации посредством:
Одним из основных стимулов к повышению энергетической эффективности естественных монополий, организаций коммунального комплекса является применение долгосрочных методов тарифного регулирования, включая в первую очередь метод доходности инвестированного капитала, с одновременным закреплением обязательств компаний по качеству, надежности и развитию предоставляемых услуг. При таком регулировании у компаний возникают стимулы сокращать затраты, в том числе на энергетические ресурсы, повышать эффективность использования ресурсов, так как полученная в результате экономия сохраняется у компании и может быть использована на любые цели.
Какие существуют меры бюджетной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности?
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона № 261-ФЗ федеральная бюджетная государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности может осуществляется за счет софинансирования расходных обязательств в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в форме субсидий из федерального бюджета.
Согласно Государственной программе предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета на 2011-2020 гг. в размере 70 млрд. руб. Правила предоставления таких субсидий в 2011 году определены Постановлением № 746. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года № 1843-р из федерального бюджета 55 субъектам Российской Федерации было предусмотрено предоставление такого софинансирования на общую сумму 5,271 млрд. руб.
В настоящее время разработаны и находятся на согласовании изменения в Постановление № 746, которыми будут установлены правила предоставления соответствующих субсидий в 2012 году и последующие годы (проект соответствующих изменений приведен в Приложении № 2).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2010 году № 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» по кредитам, облигационным займам на инвестиционные проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации.
Согласно Государственной программе предусмотрено предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на 2011-2020 гг. в размере 100 млрд. руб.
В соответствие с частью 2 статьи 27 Закона № 261-ФЗ одной из форм государственной поддержки инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является возможность возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Однако в Государственной программе, равно как федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год и плановый период, средства на эти цели не предусмотрены. Правила предоставления соответствующих субсидий из федерального бюджета также до настоящего времени не приняты.
Меры бюджетной поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализуемые на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут заключаться в предоставлении субсидий из бюджетов соответствующего уровня и предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В качестве примера можно привести следующие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на осуществление которых субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе предоставлять субсидии:
поддержка отдельных категорий потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, предназначенных для расчетов за используемые энергетические ресурсы;
предоставление субсидий ресурсоснабжающим организациям путем выделения средств на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением рассрочки оплаты по договору установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета;
компенсация в случае установления социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующих социальной норме потребления, организациям, осуществляющим поставки энергетических ресурсов, оказание услуг, соответствующей части затрат на их осуществление;
возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
Какие существуют меры налоговой поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности?
В соответствии со статьей 67 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) по инвестициям в создание объектов и технологий высокой энергетической эффективности, возможно предоставление инвестиционного налогового кредита. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» утвержден перечень таких объектов и технологий. Возможность использования инвестиционного налогового кредита решается с помощью индикатора энергетической эффективности и установленных максимальных значений этого индикатора на соответствующем объекте или технологии.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 562 отменяет действие постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 857 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций в создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита» и существенно увеличивает количество объектов, по которым возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, с 4 до 56 объектов.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 259.3 НК РФ по основным средствам, имеющим высокую энергетическую эффективность и объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности (если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности) к основной норме амортизации организации вправе применять специальный повышающий коэффициент 2. Перечень таких объектов должен быть установлен постановлением Правительства Российской Федерации. На текущий момент перечень разработан, проходит согласование и в ближайшее время будет утвержден.
В соответствии с пунктом 21 статьи 381 НК РФ в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность и в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности в течение трех лет со дня постановки на учет этого имущества организации освобождаются от уплаты налога на имущество. Перечень таких объектов устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации и на текущий момент не утвержден.
Какие требования существуют к содержанию общего имущества многоквартирных домов, рекомендации к садоводческим, огородническим и дачным объединениям граждан?
К требованиям по содержанию общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации, и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.
Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Приказ Минрегиона РФ от 29.07.2010 N 338 "Об утверждении перечня рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан").
Какие требования установлены применительно к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений в актах технического регулирования Российской Федерации?
В рамках формирования системы технических требований к зданиям, строениям, сооружениям был принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Закон № 384-ФЗ). Одна из целей Закона № 384-ФЗ – обеспечение энергетической эффективности зданий и сооружений. При этом в Законе № 384-ФЗ предусмотрено только общее правило, согласно которому здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Согласно перечню национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р, в качестве одного из соответствующих актов технического регулирования определен СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» (разделы 4 - 12; приложения В, Г, Д), который принято считать ключевым актом в области установления требований по рациональному использованию тепловой энергии в зданиях. Остальные разделы и приложения СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» в соответствии с приказом Ростехрегулирования от 1 июля 2010 года № 2079 могут применяться для обеспечения соблюдения требований Закона № 384-ФЗ на добровольной основе.
Какие требования установлены применительно к энергетической эффективности зданий, строений, сооружений в законодательстве об энергосбережении и повышении энергетической эффективности?
В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Закона № 261-ФЗ установление требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. При этом речь идет обо всех типах зданий, строений, сооружений, включая объекты жилищного фонда, объекты промышленного и коммерческого секторов.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 261-ФЗ такие требования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности. Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 (далее – Правила установления требований).
Согласно пункту 2 Правил установления требований соответствующие требования энергетической эффективности подлежат применению при проектировании, экспертизе, строительстве, вводе в эксплуатацию и в процессе эксплуатации построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт отапливаемых зданий, строений, сооружений, оборудованных теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами. Таким образом, единственным этапом жизненного цикла зданий, строений, сооружений, на который соответствующие требования не распространяются, является утилизация, включая снос данных объектов, захоронение, вторичное использование материалов.
Законом № 261-ФЗ и Правилами установления требований определены ключевые структурные элементы, которые должны содержаться в требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
Пунктом 7 Правил установления требований определено, что к показателям, характеризующим выполнение требований энергетической эффективности, относятся показатели, характеризующие годовые удельные величины расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, в том числе:
- нормируемые показатели суммарных удельных годовых расходов тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, включая расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию (отдельной строкой), а также максимально допустимые величины отклонений от нормируемых показателей;- показатель удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 14 Правил установления требований определение требований энергетической эффективности осуществляется путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности.
При этом после установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 года (на период 2011 - 2015 гг.) - не менее чем на 15 % по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 года (на период 2016 - 2020 гг.) - не менее чем на 30 % по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 года - не менее чем на 40 % по отношению к базовому уровню.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на установление требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений является Минрегион России.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года № 18 Минрегиону России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации было поручено утвердить в 3-месячный срок требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. Соответствующий проект приказа Минрегиона России пережил уже несколько редакций, однако до сих пор не был зарегистрирован Минюстом России и, как следствие, не вступил в силу.
Как промаркированы товары по энергоэффективности? Как понять, что данный товар относится к энергосберегающей категории?
Производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках. Указанное требование распространяется на товары из числа:
1) бытовых энергопотребляющих устройств с 1 января 2011 года;
2) иных товаров с даты, установленной Правительством Российской Федерации (часть 1 в ред. Федерального закона от 12.12.2011 N 426-ФЗ).
Каким образом осуществляется включение в государственную информационную систему в области энергосбережения согласно Постановлению Правительства РФ от 25 января 2011 г. №20? Что для этого требуется?
В соответствии с постановлением правительства РФ от 25 января 2011 г. №20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», данные отправляются непосредственно в Минэнерго РФ на диске с электронной подписью, по установленным в указанном выше постановлении формам.
Что такое ресурсосберегающие мероприятия?
Ресурсосберегающее мероприятие (РСМ) – комплекс мер, направленных на повышение энергоэффективности и сбережение энергетических ресурсов на объектах.
К РСМ относятся:
Одним из инструментов реализации ресурсосберегающих мероприятий на предприятии является энергосервсиный контракт.
В настоящее время в Российской Федерации основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, является Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 261-ФЗ).
Закон № 261-ФЗ пришел на смену ранее действовавшему Федеральному закону от 3 апреля 1996 года № 28-ФЗ «Об энергосбережении» и положил начало формированию новой системы государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Во исполнение Закона № 261-ФЗ разработано и принято большое количество подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности также состоит из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень основных нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующих отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, представлен в Приложении № 1.