Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Новости энергосбережения

Торжествующий стандарт энергоэффективности

29 Сентября, 2011

Как известно, президент требует снизить энергоемкость ВВП России на 40 %. Отпущено на это девять лет. При этом всего 10 % россиян не только владеют информацией о проводимой в стране политике энергосбережения и энергоэффективности, но и вовлечены в процесс ее реализации. Об энергоэффективных перспективах при столь ограниченных «стартовых» условиях рассказал Алексей Полещук, заместитель генерального директора ФГУ «Российское энергетическое агентство» (г. Москва) на первом заседании объединенного Координационного совета по энергетике Сибири, энергосбережению и энергоэффективности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Сама структура со дня своего основания призвана методологически и организационно способствовать продвижению норм энергоэффективного законодательства страны. Этим и определены формы работы: мониторинг энергоэффективности, составление рейтингов регионов и субъектов в сфере энергосбережения, разработка соответствующих нормативно-правовых актов.
«Без поддержки государства к 2020 году энергоемкость ВВП сократится на 26,5 % за счет структурного сдвига — развития неэнергоемких отраслей, внедрения нового оборудования, сокращения потребления из-за роста тарифов», — отмечает эксперт.
Ответственность за остальные 13,5 % возложена на мероприятия госпрограммы по энергосбережению, сосредоточенные на топливно-энергетическом комплексе, промышленности и ЖКХ.
На софинансирование могут рассчитывать лишь лучшие региональные программы по энергоэффективности. Федеральным центром запланированы весьма солидные суммы на реализацию программы — ежегодные расходы ближайшие три года составят 7 миллиардов рублей. Деньги выделяются в пропорции один к одному на условиях регионального софинансирования. При этом 6,6 % от общих затрат ложатся на бюджеты субъектов страны, 92 % составит доля внебюджетных средств.
«92 % — это не профанация, — выразил уверенность Алексей Викторович. — Эта цифра взята из опыта таких стран, как Польша, Бразилия, Индия. Энергоэффективность по сути своей является экономически окупаемым мероприятием. Поэтому если не получается привлекать внебюджетные средства, значит, мы просто не умеем правильно упаковывать и преподносить проекты инвесторам».
За прошедшее после принятия Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» время проведена достаточно большая работа, «хотя не вся она имеет практический результат». Так, принято 37 подзаконных нормативных правовых актов федерального уровня, готовится ряд изменений и в сам закон, потому что высказано не только много критики, но и рациональных предложений. В 97 % субъектов РФ разработаны региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в СФО этот показатель достиг 100 %. Зарегистрировано 85 СРО, объединяющих более 2000 энергоаудиторов.
Самое главное, по мнению Алексея Полещука, утверждена государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», а также соответствующее финансирование на 2011—2012 годы.
В государственной программе сформулировано пять основных направлений:
1. Софинансирование лучших региональных программ повышения энергоэффективности. Так, по словам московского эксперта, в 2011—2012 годах финансироваться будут практически любые мероприятия: энергоаудит, установка приборов учета и прочее.
2. Предоставление предприятиям госгарантий по кредитам на реализацию проектов в области повышения энергоэффективности в рамках долгосрочных целевых соглашений. В первую очередь речь идет об энергоемких промышленных предприятиях, в том числе энергетических и транспортных.
3. Создание государственной информационной системы. «Поскольку энергоэффективная тема для нас нова, по этому направлению мы копируем лучший зарубежный опыт», — комментирует А. Полещук.
4. Обучение лиц, ответственных за повышение энергетической эффективности, формирование береж-ливой модели поведения людей.
5. Методическое и нормативное обеспечение энергоэффективности.
Тем не менее, как признает энергетик, за рубежом программ по энергоэффективности попросту нет, они закончили сроки своего действия еще лет двадцать назад. «Поскольку вопросами энергосбережения развитые страны занимаются порядка 30—40 лет, большинство из них перешло в плоскость экологических вопросов, а также программ по возобновляемым источникам, — рассказывает г-н Полещук. — Мы же значительно отстаем по многим энергоэффективным показателям. Поэтому озвученные президентом 40 % — это не лозунг, это приказ, который необходимо исполнять. По крайней мере всеми силами пытаться это сделать. Аналитические экспертные оценки показывают: чтобы достичь снижения показателя энергоемкости ВВП на уровне 40 %, необходимо задействовать очень большой пласт инфраструктурных изменений. Тем не менее около 15 % мы не закрываем ничем. И вот как раз для этих целей разработана государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Даже при достижении 40 %-ного снижения мы все равно будем отставать от развитых стран примерно на 10 %, потому что они тоже не стоят на месте. А это означает, что наша конкурентоспособность, особенно в сегменте тяжелой промышленности, будет всегда ниже, чем у зарубежных партнеров».

Источник: http://www.chslovo.com/

← Возврат к списку

Круглосуточная горячая линия