Горячая линия

по вопросам энергосбережения

8-800-2000-261

бесплатно круглосуточно

Новости энергосбережения

Комитет Госдумы по энергетике провел первый круглый стол по проблеме нормативного обеспечения закона "Об энергосбережении..."

Значимой темой для первого широкомасштабного обсуждения в Думе 6-го созыва для Комитета по энергетике стала тема "О нормативном обеспечении реализации положений ФЗ №261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 

Значимой темой для первого широкомасштабного обсуждения в Думе 6-го созыва для Комитета по энергетике стала тема "О нормативном обеспечении реализации положений ФЗ №261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".  

Вел круглый стол Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев. С основными докладами выступили: 

Руководитель департамента ЖКХ Минрегиона Ирина Булгакова и Директор Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго Павел Свистунов. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов проинформировал участников круглого стола о проделанной работе в этом направлении Комитетом в Госдуме 5-го созыва. В обсуждении темы приняли активное участие: представители ФАС, ФСТ, Минэкономразвития, а также Генеральный директор ЗАО АПБЭ Игорь Кожуховский, Член Общественной Палаты РФ Анатолий Либет, Заместитель руководителя Рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Михаил Байзаков, Член Подкомитета РСПП по энергоэффективности Сергей Коваль, и др. 

Рассмотрев вопросы нормативного обеспечения реализации положений федеральных законов «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» и «О теплоснабжении», участники «круглого стола» отметили, что вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся к числу важнейших государственных приоритетов России. Принятый в конце 2009 года Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" содержит ряд конкретных сроков реализации его положений. Но реализация уже первого по срокам положения закона - составления региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (лето 2010 года) - прошла в отсутствие необходимых нормативных актов, в частности, требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения. 

Федеральным законом предусмотрена разработка нормативных актов, регулирующих вопросы: разработки и реализации федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; определения перечня товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности и правил занесения такой информации; установления правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; определения требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и мн. др. 

В 2012 году предполагалось решение задачи повсеместной установки приборов учета энергоресурсов и переход к взаимным расчетам и государственному тарифному регулированию на основе данных приборов учета. Участники круглого стола констатировали, что положения 261 федерального закона в этой части не являются бесспорными: сложившаяся практика свидетельствует о том, что собственникам помещений не выгодно, дорого (особенно пенсионерам) оснащать помещения приборами учета, а 5-летняя рассрочка, на практике, не предоставляется. 

Статья 23 ограничивает объем возможностей современных информационных технологий, позволяющих внедрять комплексные решения по диспетчеризации, удаленному считыванию и интернет обработке показаний приборов учета энергоресурсов для выдачи счет-фактур ЖКХ, а также доступа через интернет каждого потребителя к показаниям приборов учета энергоресурсов своей квартиры. 

Сегодня, считают участники дискуссии, необходимо обратить внимание на совершенствование самого закона в части: 

1) существенных бюрократических сложностей, налоговых и бюджетных рисков, связанных с возвратом полученной экономии в результате реализации энергосервисных контрактов;

2) необходимости дифференциации требований к проведению энергетического обследования в зависимости от категории объекта и объема потребления энергетических ресурсов (введения института энергетических деклараций для организаций с незначительным или нулевым энергопотреблением;

3) необходимости введения системы аттестации для энергоаудиторов в связи с низкой профессиональной подготовленностью значительной части лиц, проводящих энергетическое обследование и низким уровнем ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования за качество работы своих членов;

4) целесообразности создания механизмов стимулирования для рационального применения результатов энергетических обследований для дальнейшей разработки программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) кардинального пересмотра формата требований к энергоаудитору (для бюджетных организаций он должен быть обязателен, но не чаще, чем в 7-8 лет, в качестве исключения - аудит после капремонта, для остальных компаний – добровольным, кроме ситуаций их обращения за финансовой поддержкой государства);

6) увеличения максимального срока действия энергосервисного договора;

7) предоставления организациям с незначительным и нулевым энергопотреблением права заполнять энергетические декларации вместо энергетического паспорта;

8) предоставления права проведения экспресс-энергетического обследования в жилом фонде без проведения инструментального обследования;

9) установления налоговых льгот и объемов финансирования энергопотребления на пять лет для организаций, реализующих программы по энергосбережению, для направления сэкономленных средств на компенсацию ресурсов, затраченных на энергосберегающие мероприятия и поощрение работников;

10) исключения части 1 ст. 24 Закона № 261-ФЗ об обязанности бюджетных учреждений обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее, чем на 15% от объема фактически потребленного в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента. (Погрешность измерения, например, тепловой энергии (погрешность теплосчетчика) составляет ± 4%. Таким образом, требование снижения энергопотребления на 3% в год меньше метрологической погрешности). 

В завершение более, чем 2,5 часового обсуждения темы участники "круглого стола" рекомендовали: Комитету Государственной Думы по энергетике создать постоянно действующую рабочую группу по совершенствованию 261 Федерального закона с комплексной доработкой всех поступающих в Комитет законодательных инициатив; Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки завершить разработку нормативно-правовых актов, необходимых для реализации основных положений Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Источник: RusCable.ru по материалам пресс-службы Комитета Государственной Думы по энергетике

← Возврат к списку

Круглосуточная горячая линия